Кенжеболат Жолдыбай: "Фискальная культура – основа роста национальной экономики"

12 Августа 2014 / 625 / ()
Кенжеболат Жолдыбай: "Фискальная культура – основа роста национальной экономики"

В главной директиве страны – Послании Главы государства народу РК – говорится о вхождении Казахстана в 30 самых развитых государств мира. Важно понимать, что вступление в «Клуб развитых государств» для нас не самоцель, а качественно новый этап эволюции, способный поднять нашу страну и наш народ на более высокую ступень развития. Выполнение этой ответственной задачи требует максимальной отдачи от всех государственных и негосударственных институтов. В этой связи Указ Президента Назарбаева «О реформе государственного управления Республики Казахстан» от 6-го августа 2014 года следует воспринимать как закономерный и важный шаг по пути реализации поставленной цели.

На последнем расширенном заседании Правительства Лидер нации, в частности, обратил внимание на важность привлечения прямых инвестиций как иностранных, так и отечественных. Как известно, привлечение внешних и внутренних капиталов в страну – залог стабильного развития экономики и макроэкономики. Не случайно на июньском текущего года 27-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК официально объявлено об одностороннем установлении безвизового режима для граждан десяти государств, показывающих высокую инвестиционную активность в Казахстане. Для оказания содействия инвесторам было принято решение о выделении одного триллиона тенге из Национального фонда. Кроме того, для реализации новой программы индустриализации из госбюджета в течение пяти лет будет выделено порядка 600 миллиардов тенге. Дополнительными источниками финансирования могут быть также средства от второй волны приватизации 853 объектов государственной собственности.

Многое ожидается и от предстоящей легализации имущества граждан РК. При этом с определенной долей уверенностью можно говорить о том, что немаловажным стимулом поступления дополнительных ресурсов в бюджет государства сыграет Закон РК «Об амнистии граждан Республики Казахстан, оралманов и лиц, имеющих вид на жительства в РК, в связи с легализацией ими имущества». Данный закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года и до 31 декабря 2015 года каждый из предполагаемых участников этой акции должен определиться с тем, насколько ему будет комфортно жить в условиях всеобщего декларирования доходов, которое также не за горами. С 2017 года будет обеспечен всеобъемлющий налоговый контроль доходов и имущества физических лиц.

Эксперты отмечают, что это будет способствовать формированию в Казахстане цивилизованной фискальной культуры, на которой, в сущности, и держится благополучие развитых стран. Ведение всеобщего декларирования позволит обеспечить полноценный охват налоговым администрированием граждан стран, включая тех, чьи доходы растут не по дням, а по часам, но не служат источниками роста национальной экономики. По некоторым данным ежегодно из страны вывозится порядка 5 – 7 миллиардов долларов. То есть за 22 года мы вывезли порядка 110 – 150 миллиардов долларов, хотя при других условиях эти деньги работали бы здесь. С учетом того, что за этот период в экономику Казахстана было привлечено более 150 миллиардов долларов иностранных инвестиций, следует признать, общая сумма является довольно внушительной. Потенциально это означало бы плодотворную деятельность десятки тысяч предприятий, занятых в сфере экономики, сотни тысяч новых рабочих мест, соответствующие отчисления в государственный бюджет.

Надо сказать, проблема вывода финансовых и других активов из тени остается весьма актуальной во всем мире. Поэтому в своей истории многие страны мира прибегали к процедуре легализации, причем неоднократно. К примеру, в Индии амнистия капитала проводилась 5 раз, в Португалии – 4 раза, во Франции, Австрии и Ирландии – по два раза, в Италии – восемь раз. Абсолютным рекордсменом в этом отношении остаются США, где теневой капитал был амнистирован 62 раза.

У нас же легализация денег была осуществлена только дважды. Акция, проведенная в 2001 году, способствовала вовлечению в легальный оборот более 480 миллионов долларов. В 2006-2007 годах, кроме денег, легализации подлежали и недвижимое имущество. В денежном выражении эффект от данной акции составил порядка 845 миллиардов тенге, что в процентном соотношении оценивается в пределах 8,3% к ВВП 2007 года. Особенностью второй акции стала также сбор за легализацию, в результате чего в бюджет государства поступило около 60 миллиардов тенге дополнительных ресурсов и сегодня понятно одно: без своевременных действий государства таких, в общем-то неплохих результатов вряд ли удалось бы достигнуть. Хотя в силу того, что обнаружить «черную кошку» в темной комнате весьма не просто, то установить точные масштабы теневого рынка в той или иной мере столь же сложно. Поэтому остается в этом плане полагаться официальной статистике, согласно которой доля теневой экономике в Казахстане составляет порядка 19,2% к ВВП.

По мнению отечественных экспертов, в структуре теневой экономики основную позицию занимают неформальные производители товаров и услуг – 54,2%. На долю «теневиков» осуществляющих скрытую экономическую деятельность, приходится остальная часть – 45,8%. Среди них лидируют торговцы – 22,9%. Не случайно Глава государства на расширенном заседании Правительства поручил акимам области срочно навести порядок в рыночной торговле. Ведь неформальное производство – это незарегистрированный бизнес, процветающий за высокими заборами частных владений, в том числе на территориях «барахолок» и прочих объектов массовой торговли.

Особое место в теневом бизнесе занимают нелегалы, укоренившиеся в сфере оборота нефтепродуктов. Так, на Правительственном часе по итогам работы нефтегазовой отрасли за 2013 год, бывший министр нефти и газа У. Карабалин заявил о том, что объем оборота нелегальной нефти в Казахстане достигает 350 тысяч тонн в год. При этом соответствующее законодательство четко регламентирует только добычу и переработку нефти, а между этими процессами существует правовая неопределенность, которой пользуются теневые нефтерейдеры, легализуя похищенную нефть. В целях недопущения этого в дальнейшем в настоящее время заготовлено несколько правовых и административных инструментов, которые, как полагают разработчики, позволят нанести удар по теневому рынку нефтепродуктов.

Следует подчеркнуть, что вопросы теневой деятельности связаны не только с «левым» производством и оборотом товаров и услуг, но и крайне опасной для экономики страны тенденцией – уклонением бизнеса от уплаты налогов. В связи с этим утвержденный Правительством Комплексный план с теневой экономикой предполагает активные действия на двух «фронтах» - в сфере налогооблажения и нелегальном бизнесе.

Важно отметить, что в процессе легализации будет обеспечена строгая конфиденциальность сведений, полученных в ходе процедуры легализации. Закон также налагает запрет на проведение процессуальных действий, в том числе уголовного преследования или применению мер административного и дисциплинарного взыскания в отношении легализованного имущества на основании информации полученной в процессе проведения легализации.

Кроме того, нормами закона установлено, что субъекты легализации освобождаются от уголовной и административной ответственности по ряду преступлений и правонарушений. Вместе с тем, в ходе недавнего «прямого эфира» на телеканале «Хабар», посвященного теме легализации, заместитель Генерального прокурора РК Андрей Кравченко, назвал виды экономических преступлений, не подлежащих амнистии. Это такие правонарушения, как лжепредпринимательство, незаконное получение и нецелевое использование кредита, нарушение правил проведения операций с ценными бумагами, экономическая контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов, а также рейдерство. Таким образом, для того чтобы легализовать деньги или другие материальные ценности, приобретенные в результате теневой деятельности, участник акции должен быть застрахованным от подобных ситуаций. А легализованные средства он может инвестировать в экономику путем приобретения государственных ценных бумаг, облигаций банков второго уровня, национальных управляющих холдингов и компаний, институтов развития, включая акции, реализуемые в рамках программы «Народное IPO».

Нельзя не отметить следующее обстоятельство. Есть мнение о степени корректности легализации с точки зрения морально-нравственной категории. К большому сожалению, процессы сколачивания капитала во всех странах мира не всегда укладывались в правовые нормы. Поэтому принято считать, что амнистия капитала выгодна всем, включая малый теневой сектор, где вращаются деньги, оперируемые нелегальными торговцами и которые при введении всеобщего декларирования рискуют оказаться под перекрестным «огнем» фискальных органов. Речь идет о масштабной поддержке бизнеса и новой волны предпринимательства в стране, а значит, и более обеспеченной нижней прослойки социума.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.