Кенжеболат Жолдыбай: «Казахстан не имеет права жить без прогресса»

17 Июля 2014 / 1137 / ()
Кенжеболат Жолдыбай: «Казахстан не имеет права жить без прогресса»

На новые рубежи индустриализации. Каждый мечтает жить в уютном доме, где нет ничего лишнего, а всякая необходимая вещь – на своем месте и служит во благо хозяину. Но не каждый способен устроить комфорт и благополучие – для этого нужно иметь талант и многому научиться. Древние греки назвали такое искусство экономикой, что дословно переводится как управление домом, хозяйством.

Неслучайно ведущие страны мира сейчас занимаются проектированием будущей архитектуры мировой экономики. Например, в США разработан план реиндустриализации, в Китае принята программа 12-ой пятилетки, Евросоюз утвердил соответствующую стратегию до 2020 года. По сути, началась «перезагрузка» мировой экономики.

Меняется также спектр задач, стоящих перед Казахстаном. Изменилась повестка дня, изменились проблемы, которые волнуют общество. Они уже не те, что были на стадии становления государства. Среди проблем, которые сегодня волнуют общество, - обострение международных отношений, глобальная экономическая депрессия, ожидание второго пика кризиса, факты локального терроризма и другие проблемы, появившиеся как по внешнему контуру, так и внутри страны.

Другими словами, казахстанское общество и все наше государство вошли в новое качество своего развития. Именно поэтому Президент страны расширяет горизонт планирования и на базе Стратегии - 2030 предлагает новый политический курс. Нурсултан Назарбаев озвучил программный план действий на новый исторический период до 2050 года. В его основе лежит глубокий анализ тектонических сдвигов, которые происходят в глобальной политике и экономике.

Это «дорожная карта», которая призвана провести нас через «рифы» новых вызовов и угроз с наименьшими потерями, а при четком исполнении выведет в пул 30 передовых стран. Это глубоко продуманная стратегия, обеспечивающая не только преемственность ранее поставленных целей и задач, но и преемственность поколений.

Одним словом, власти страны поставили дерзкую и амбициозную цель – перестать быть сырьевым придатком для экономически развитых стран мира, а построить собственную экономику, которая бы позволила резко минимизировать зависимость от внешних факторов, включая мировые финансовые кризисы. На это и была нацелена государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГП ФИИР) на 2010 – 2014 годы, девизом которой стали «модернизация и диверсификация», причем с задачей догнать тех, кто в этом уже преуспел. В целях финансового обеспечения программы в период 2010 – 2013 годов было выделено порядка 3,7 триллиона тенге. Кроме того, на реализацию инвестиционных проектов привлечено более 2,4 триллиона тенге частных инвестиций.

Следует подчеркнуть, что новая индустриальная политика на практике показала свою жизнеспособность, реалистичность и действенность. Эффект сразу почувствовала отечественная экономика. Так, с учетом среднегодовых темпов роста экономики 6,4 % обеспечен рост реального ВВП на 30 % по итогам 2013 года к базе 2008 года. В номинальном выражении за указанный период произошло удвоение ВВП до 34,1 триллиона тенге в 2013 году, и с таким объемом экономики Казахстан вошел в 50 самых развитых стран мира. По итогам прошлого 2013 года производительность труда в обрабатывающей промышленности составила 57,5 тыс. долларов. Инновационная активность предприятий выросла вдвое (с 4 до 8 %), а энергоемкость ВВП снизилась с 2008 по 2013 год на 13,6 %.

С началом реализации первой Госпрограммы ФИИР обрабатывающая промышленность росла быстрее добывающей и выросла почти в два раза. Основными драйверами ее роста стали машиностроение, стройиндустрия и химическая промышленность. К примеру, машиностроение выросло на 75 %, производство неметаллической, минеральной продукции на 47%, химической промышленности на 28 %. Как результат Казахстан добился высоких темпов роста обрабатывающей промышленности (более 8 %) и занял второе место по этому показателю после Турции, опередив Россию, Южную Корею, Польшу. При том, что за последние годы наблюдается падение обрабатывающей промышленности в Беларуси на 5 % и минимальный рост в России на 0,1%.

Еще одним из достижений первого этапа индустриализации можно смело назвать изменение структуры обрабатывающей промышленности. К традиционно сильным металлургии и пищевой промышленности добавились динамично развивающиеся новые отрасли производства – нефтепереработка и машиностроение. Так, с 2008 по 2013 год отечественное производство автомобилей выросло в 11 раз. Каждый четвертый новый продаваемый автомобиль на территории страны сделан в Казахстане. В частности, у нас налажено производство более 50 моделей автомобилей 12 марок, а общий потенциал рынка оценивается в 300 тысяч автомобилей в год.

Кроме этого, на фоне снижения сектора ремонта и услуг резко выросло производство готовой продукции. Так, железнодорожное машиностроение выросло - в 21 раз, выпуск сельхозмашиностроения - в 2 раза, автотранспорта – в 5 раз. В целом за 4,5 года в Казахстане было реализовано 672 проекта, создано 69 тысяч рабочих мест. Мы потратили на ввод этих предприятий 2,2 триллиона тенге, и сегодня они выдают продукции уже на 2,5 триллиона тенге, то есть фактически они себя оправдали.

Вместе с тем, как отметил Президент РК в ходе июльского совещания 2014 года по отчету Правительства о работе по реализации программы индустриально-инновационного развития Казахстана, не все удалось достичь и были допущены ошибки.

«Мы не смогли создать критическую массу успешных индустриальных проектов, основанных на инновациях, современных технологиях, таких проектов, которые бы послужили стартовой площадкой для индустриальной революции», - сказал Нурсултан Назарбаев. Замечание вполне справедливое, так как индустриализация должна соответствовать нынешнему укладу развития мировой экономики. Первоосновой такого развития является производство новых знаний, то есть научные исследования. Именно поэтому Евросоюз, например, придает столь большое значение развитию нанонауки и нанотехнологических отраслей.

Глава государства также подчеркнул, что отдельные результаты роста обрабатывающей промышленности были связаны с проектами, запущенными еще до реализации ГП ФИИР. Среди них проекты компаний «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» и «Казахмыс», автотранспортный коридор Западная Европа – Западный Китай, строительство метро в Алматы. Были включены в промышленную пятилетку и проекты, не имеющие прямого отношения к обрабатывающей индустрии, включая объекты сырьевых отраслей и инфраструктуры.

В свою очередь, необходимо отметить недостаток опытных, грамотных экономистов мирового уровня, невостребованность реально независимого, профессионального экспертного сообщества, способного открыто оценивать ситуацию, смело высказывать свое мнение и пути выхода из кризиса. И недостаток чиновников, способных выслушивать нелицеприятную критику в свой адрес и адекватно реагировать на нее.

Справедливости ради следует отметить, что недостатки первого этапа индустриализации Правительство уже учло при разработке госпрограммы второй «пятилетки». Как известно, в июне месяце этого года принята новая программа индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы, в которой поставлена задача скорейшей модернизации производственных мощностей, чтобы стать индустриальной, а не добывающей державой. Иначе говоря, индустриализация не просто самоцель, ее главная задача – выпускать продукцию, которая будет востребована в Казахстане и за его пределами.

Реализация программы позволит к 2019 году достичь роста объема произведенной продукции на 43 %, увеличения производительности труда в 1,4 раза. В приоритетных отраслях будет создано более 29 тысяч новых высокопроизводительных рабочих мест. То есть, общественная программа «Светлые головы – умелые руки» станет ведущей в предстоящее пятилетие. В этих целях выбрано 10 университетов и 9 колледжей, которые по своему образовательному уровню, профессорско-преподавательскому составу, материально-техническому обеспечению полностью смогут решать задачу квалифицированной подготовки специалистов.

В рамках второй программы индустриализации также запланировано широкое участие частного бизнеса, в том числе малого и среднего. ФИИР-2 будет четко увязана с региональной спецификой. Для каждого региона будет определена своя экономическая специализация, что позволит избежать дублирования проектов, обеспечит эффективное размещение производств по территории страны, а также укрепит производственную кооперацию между регионами.

Также для второй пятилетки разработан широкий инструментарий финансовой поддержки промышленных компаний и частного сектора. Уже начата работа с целевыми иностранными инвесторами и международными финансовыми организациями. Из общего объема инвестиций порядка 6,6 триллиона тенге на реализацию ФИИР-2 планируется привлечь 6 трлн. тенге за счет инвестиций квазигосударственного и частного сектора. Бюджетное финансирование составит порядка 650 миллиардов тенге, в том числе за счет 1 триллиона тенге, выделяемых из Национального фонда. Таким образом, возможности для осуществления индустриализации неимоверно вырастает. Остается только работать, поскольку ни минуты наша страна не имеет права жить без прогресса – таков негласный лозунг Президента, таковы требования нового времени. 

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.