Памятники, установленные в Астане


44500
Памятники, установленные в Астане

Памятники, монументы и скульптуры, установленные в Астане в преддверии 10-летнего юбилея. Регионы Казахстана в праздничную декаду «подарили» около 100 скульптурных композиций, из них пять крупных монументальных, а остальное то, что искусствоведами даже и не классифицируется.

«Жер-ана» (Земля-мать) - монумент российского скульптора Даши Намдакова. Появился возле Президентского центра культуры (ныне "Назарбаев центр") летом 2008 года. Он представляет собой сакскую царицу Томирис, стоящую на гигантском быке. Громадина быка располагается, в свою очередь, на постаменте. Размах рогов десятиметрового быка достигает семи метров. Данная скульптурная и практически ювелирная по своей точности работа, несмотря на очень большие размеры самого постамента, быка, трона, на котором стоит женщина, дает удивительное ощущение, что это памятник для народа.

Есть такая особенность в Астане – памятники появляются и исчезают с завидным постоянством. Иногда они кочуют, и это не удивительно для города кочевников.

Замечательная скульптурная серия «Кочевники», которая расположилась на Водно-зеленом бульваре, первые полгода провела в «Парке влюбленных». А удивительные бронзовые воины из парка «Арай» (открыты в 2007 году) в этом году встречали гостей столицы на фестивале кочевой цивилизации «Тысячелетия вокруг Астаны», который проходил в Центральном парке.

Особенности монументального творчества таковы, что задачи, которые ставят перед скульпторами – как-то отразить консолидирующую роль и мощь власти, или выразить национальную идею, – в конечном итоге воплощаются в таких вот гигантских монументах. Это как раз та ситуация, когда вес, рост, размер имеет значение. Чем больше памятник, тем явнее он отражает силу и потенцию этого государства.

Монумент «Қазақ Елi»

Монумент, расположенный на площади перед Дворцом Независимости, называют визитной карточкой столицы Казахстана. Он представляет собой стелу, которую венчает мифическая бронзовая птица Самрук - символ свободы и гордости. Величественная птица с распростертыми крыльями, устремленная ввысь, выполнена из 6,5 тонны позолоченной бронзы.

Высота самого монумента - 91 метр, что символизирует 1991 год, когда Казахстан обрел свою независимость. В комплекс так же входят четыре многофигурные бронзовые рельефные композиции, сюжетом каждой из которых избраны основные нравственные приоритеты и ключевые исторические вехи казахской государственности. На центральном барельефе под названием «Президент и народ Казахстана» изображен первый Глава независимого государства Нурсултан Назарбаев во время принятия им присяги. В композиции «Мужество» представлены собирательные образы казахских батыров, прославленных казахских полководцев и героев. В рельефной композиции под названием «Созидание» на фоне индустриальных и сельскохозяйственных пейзажей изображены фигуры садовода, чабана, шахтера. В композиции «Будущее» изображены молодая пара, фигуры спортсменов, музыкантов, выпускников вузов, олицетворяющих молодежь Казахстана.

Кенесары Касымов

Внук Абылай хана, последний казахский хан на протяжении всей своей жизни пытался отстоять независимость страны, вел активную борьбу во имя свободы казахского народа. Восседая на коне, он с высоты наблюдает за развитием молодой столицы. Памятник Кенесары расположен на набережной реки Есиль. Это одно из самых живописных мест правого берега - излюбленное место отдыха астанчан и гостей Астаны.

Жанибек и Керей

Между Новой площадью (Площадь перед Министерством финансов РК) и зданием Музея Первого Президента Республики Казахстан возвышается открытый в 2010 году памятник двум великим личностям, стоявшим у истоков казахской государственности – ханам Керею и Жанибеку. Для монументально-художественной композиции выбрано символичное место - именно здесь в декабре 1997 года стало биться сердце новой столицы независимого Казахстана. Ханы Керей и Жанибек являются основателями Казахского ханства в 15 веке.

Абай

Казахский поэт, философ, композитор, просветитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы… Абай Кунанбаев – одна из самых ярких личностей в казахском литературном и музыкальном искусстве. Его знают и чтят не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Памятники Абаю установлены во многих городах мира. Слова назидания Абая переведены на многие языки планеты и актуальны по сей день. Сегодня весь мир постигает мудрость и красоту слов великого сына казахской степи.

В Астане памятник великому поэту ранее располагался на пересечении проспектов Республики и Абая. В 2010 году новый памятник Абаю разместился напротив Старой площади по проспекту, названному также в его честь. В день рождения поэта теперь именно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

Скорбь, запечатленная в камне

Монументальный комплекс «1932-1933 жылдардағы ашаршылық құрбандарына тағзым» был открыт в 2012 году в День памяти жертв политических репрессий и голодомора.

По разным подсчетам, в сталинские времена от голода и болезней в Казахстане погибло свыше полутора миллионов человек. 600 тысяч казахов вынуждены были покинуть родную землю, спасаясь от голода и болезней.

Погибшие в период установления власти Советов, умершие от голода и эмидемий, раскулаченные и безвинно убитые, замученные в тюрмах и прошедшие ад лагерей, депортированные в спецпоселения и ушедшие на чужбину, политзаключенные и дессиденты, выдворенные за пределы родины, обагрившие кровью Желтоксан... Невозможно сосчитать, сколько их было — жертв режима длиною в 70 лет.

Памятники и скульптуры, которые Астане подарили на день рождения регионы Казахстана

«Алтын журек» - монумент , установленный в столичном Парке влюбленных. Золотое сердце с каплей крови – это подарок Республиканского благотворительного фонда «Бауыржан».

Скульптура, которая представляет собой увеличенную в несколько раз копию статуэтки, вручается победителям ежегодной национальной общественной премии в области благотворительности. Разница лишь в том, что оригинал «Алтын журек» выполнен из золота, серебра и рубина, а подаренная скульптура – из бронзы, нержавеющей стали и красного стекла.

- Идея монумента возникла в феврале, в марте был готов эскиз, однако в Казахстане не оказалось ни одного скульптора, который сумел бы создать изваяние в сжатые сроки к Дню столицы. Решено было отливать «Алтын журек» в соседнем Китае, – говорит директор благотворительного фонда «Бауыржан» Жулдыз Айтбаева. – Правда, пока скульптура доехала из Пекина в Астану, она немного пострадала, и теперь реставрация неизбежна.

Другая трудность, с которой столкнулись инициаторы подарка, финансовая. Возведение скульптуры обошлось благотворительному фонду в десять миллионов тенге. Хотя изначально предполагалось, что часть средств внесут неправительственные организации страны и бизнес-структуры. Но НПО отказались по причине безденежья, а из 182 предпринимателей, к которым обратился фонд с просьбой оказать материальную помощь для возведения монумента, положительный ответ дали всего пятеро. Но дарители не ропщут. Напротив, отмечают, что сердце с каплей алой крови вписалось в ансамбль Парка влюбленных полностью. Во-первых, это место, где встречаются любящие сердца. А во-вторых, создатели «Алтын журек» провели оригинальную аналогию с Астаной, которая является сердцем евразии.

Комплекс малых архитектурных форм перед цирком - скульптурная композиция, в которую входит семиметровый фонтан. Сверху на шаре клоун, который сидит на одном колесе, а в руке держит зонтик. Вокруг фонтана установлены сказочные герои и животные, относящиеся к цирковой тематике. Композиция - подарок Карагандинской области, на создание которой руководство шахтерской столицы Казахстана выделило более пяти миллионов долларов.

По словам главного дизайнера Астаны Сагындыка Джамбулатова, вокруг композиции создана хорошая зона отдыха – поставили лавочки, посадили деревья. За созданием «подарка» лично следил аким Карагандинской области.

Памятник Алие Молдагуловой скульптура является копией авторской работы алматинского скульптора Бахыта Абишева. Она установлена на пересечении проспекта Победы и бывшей улицы 9 Мая. В общей сложности на памятник ушло около трех тонн металла – по одной на каждый метр. Актюбинской области, которая подарила Астане этот подарок, это обошлось почти в 15 миллионов тенге.

Ради памятника Алие Молдагуловой пришлось даже улицу переименовать – это было одно из пожеланий руководства региона.

- Позади девушки созданы барельефы, посвященные историческим событиям, а впереди – фонтаны, – рассказывает Сагындык Джамбулатов. – Скульптура установлена возле Аграрного университета, по замыслу создателей она должна способствовать развитию военно-патриотического воспитания молодежи. Мне кажется, что скульптура Молдагуловой в Астане получилась даже лучше, чем на ее родине в Актобе.

Памятник выполнен в две натуральные величины (3,8 метра). Авторам удалось отойти от образа девушки-солдата с автоматом. Алия работы Б. Абишева получилась нежная, и даже хрупкая.

Памятник Жамбулу Жабаеву - «рост» скульптуры 12 метров, постамент выполнен из цельного гранита. Подарок Алматинской области Астане в день ее рождения. установлена в удачном месте – на улице Ташенова. Кроме того, создана площадка перед памятником – там могут проводить творческие встречи литераторы города, в сквере можно отдыхать. Кстати, создатели монумента известны астанчанам по памятнику хану Кенесары. Это архитектор Казыбек Жарылкапов и скульптор Нурлан Далбай.

Памятник Бауыржану Момышулы - подарок Жамбылской области.

Монумент «Ворота Евразии» - установлен на проспекте Сарыарка. Подарок Западно-Казахстанской области. Как известно, река Урал и Уральские горы делят континент на Европу и Азию. Уральск – административный центр области – как раз является своеобразными «казахстанскими» воротами из одной части света в другую.

12 тотемов восточного гороскопа установлены вдоль проспекта Абая. Проект Павлодарской области. Изначально планировалось установить композицию малых архитектурных форм перед зданием Профсоюзов города. Но места там для них не нашлось.

Памятник Коркыт-ата - сделан из бронзы. Мифический персонаж Астане подарила Кызылординская область.

Сюжетный выбор у подарков очевиден, доминируют идеи национального согласия, процветания, консолидации и экономического благополучия.

Астана – проект, который экспрессия власти, обилие денег и молодость самого народа делает удивительно подходящим местом для всего нового.

Астана – это проект желания. Одного ли человека, некоторой ли группы, всего ли народа – это по сути уже не важно. Номадическое колесо закрутило в его орбиту и великих архитекторов, и генераторов идей, и мелких чиновников-исполнителей, и пассионариев, и традиционалистов, и тех, кто исследует этот город.

comments powered by HyperComments
Газета «Вечерняя Астана» объявляет фотоконкурс «Астана моими глазами»
Конкурс любительского видео объявляет газета «Вечерняя Астана»