Асан Молдабаев: "Я шел к созданию памятника на протяжении всей своей творческой деятельности"


34293
Асан Молдабаев: "Я шел к созданию памятника на протяжении всей своей творческой деятельности"

4 июля в столице открылся памятник выдающемуся казахскому композитору Курмангазы. Улицы, площади и скверы Астаны украшает большое количество памятников деятелям науки и искусства, полководцам, государственным мужам. Многие из этих монументов стали визитной карточкой столицы. Теперь столица пополнилась еще одним скульптурным произведением – памятником великому казахскому композитору Курмангазы, который установлен в сквере у гостиницы «Думан». Корреспондент «Вечерней Астаны» побеседовал с автором памятника, скульптором Асаном Молдабаевым.

- Как проходил отбор эскиза памятника?

- Для создания памятника был устроен межрегиональный конкурс, в котором я принял участие. Конкурс проходил в два этапа. На первом было принято около 20 работ. Затем на втором этапе конкурса из 16 работ выбрали мой эскиз. Я практически не рассчитывал на победу, потому что в конкурсе участвовали профессионалы, известные скульпторы. Нелегко пришлось еще и потому, что одним из соперников оказался мой отец, он тоже участвовал в этом конкурсе

- Расскажите,пожалуйста, о самом памятнике. Как проходила работа над ним?

- Общая высота памятника вместе с постаментом составляет 10 метров. Высота самой скульптуры – 4,5 метра.

Монумент вылит из бронзы. Сам Курмангазы изображен в момент размышления, точнее сказать, создания кюя. Он изображен в классической позе домбриста. Стоит сказать, что когда играешь на этом музыкальном инструменте, в первую очередь нужно уметь правильно держать его, сидеть с особой осанкой. Ты еще не начинаешь играть, но посадка уже важна, так как все это создает определенный настрой. Хотя скульптура – это статичный, застывший образ, очень важно показать жизнь в изображенном человеке, его мысли, чувства, движение. Курмангазы одет в чапан, который слегка откинут с левой стороны. Композитор как бы находится во власти вдохновения и в этом состоянии практически не обращает внимания на происходящее вокруг.

То есть я пытался запечатлеть момент создания автором произведения, а не момент игры. Я представлял, как у композитора в голове зарождается мелодия, и он старается ее озвучить.

Особое внимание было уделено лицу Курмангазы. Это лицо одухотворенного, мудрого и в то же время сильного духом старца с богатым внутренним миром.

- А кроме образа самого героя, есть ли еще какие-либо изображения?

- Да. По сторонам постамента расположены три барельефных изображения. На фасаде можно увидеть символичную преемственность поколений: Курмангазы передает свою домбру Дине Нурпеисовой, своей ученице. С правой стороны - Жангир хан, как символ государственности того времени. И с левой стороны в образах двух батыров - символе доблести и отваги – запечатлен в камне знаменитый кюй «Адай».

- Создать статую такой высоты - непростое дело, наверное? Над памятником работало большое количество людей? Не могли бы Вы рассказать, кто еще принимал участие в его создании?

- Мы делали свои расчеты, исходя из высоты близлежащих зданий, гостиницы «Думан», рядом с которой будет установлен монумент. Старались, чтобы памятник не потерялся на этом фоне. Работа над созданием такого памятника требует большого коллектива людей. Кроме того, скульпторы всегда работают с архитекторами. В моем случае я работал с главным архитектором ГКП «НИПИ Генплана г. Астаны» Бактыбаем Тайталиевым, который оказал мне большую поддержку. Кроме того, большое содействие в работе над проектом оказал аким столицы Имангали Тасмагамбетов. И, конечно, вся наша команда, начиная с государственной комиссии, и заканчивая специалистами цеха, которые отливали из бронзы саму статую. Это очень трудоемкий процесс. После утверждения эскизов создается рабочая модель скульптуры по размеру это одна пятая от конечного результата, то есть у нас получается метровая скульптура, которую размечают по определенным точкам. И затем по этим деталям памятник увеличивается до натуральной величины.

- А где изготавливался памятник?

- Памятник Курмангазы отливался здесь, в Астане на местном предприятии «Казах бронза», возглавляемом Муратом Мансуровым. У него большой опыт в этом деле.

- При создании образа Курмангазы Вы опирались на исторические источники?

- Да, это обязательно. К примеру, вся одежда композитора полностью соответствует тому историческому периоду. Его домбра создана по эскизам домбры именно Западного Казахстана.

Вообще, я шел к созданию памятника на протяжении всей своей творческой деятельности, накапливал информацию. И мне было интересно работать над этим проектом Ведь я сам играю на домбре и пропитан гармонией и мелодией его кюев, духом его музыки.

Автор: Гульнара Мендыбаева 

Интервью

comments powered by HyperComments
Газета «Вечерняя Астана» объявляет фотоконкурс «Астана моими глазами»
Конкурс любительского видео объявляет газета «Вечерняя Астана»