Астана – постмодернистский город


32906
Астана – постмодернистский город

Сегодня столица Казахстана представляет собой благодатный материал для многих исследователей, и не только экономистов, социологов и политологов, но и культурологов, историков, антропологов.

Культурный облик столицы сегодня формируется в первую очередь архитекторами и строителями. Конечно, важны и театры, музеи, культурные центры, коих в Астане сегодня становится с каждым годом все больше и больше. Однако первое, и самое верное, впечатление о городе складывается на основе архитектурного ландшафта.

Астана сегодня представляет собой своеобразную площадку для самых разных экспериментов, место, где ломаются стереотипы, сложившиеся в головах за предыдущие 70 лет, когда стандартность архитектурных объектов приводила к появлению фильмов, подобных «Иронии судьбы, или С легким паром» (помните, как герой, приехав в Ленинград, нашел там типовой советский дом, как две капли воды похожий на его собственный). Сегодня такое вряд ли возможно. Однако ритмику национального самосознания отражают в столице не столько здания, сколько скульптуры, памятники, иногда монументальные и поражающие своей громадой, иногда маленькие и яркие, словно созданные фантазией ребенка, однако, все они, как ни странно, органично уживаются в одном городе – Астане.

Восток и Запад, Север и Юг в равной степени имеют право считать этот город своим. Эклектика, как политическая, так и архитектурная, в равной степени цементирует этот город в центре Евразийского континента.

Все больше исследователей антропологического толка выбирают Астану в качестве своего объекта. Первые из них решают сложнейшую задачу изменения исторических масштабов при описании Астаны. То есть учебники и иные консервативные научные издания еще пишут о возникновении города в результате колониальной политики России на юге Сибири, но в то же время происходит экстенсивное приращение артефактов о более чем тысячелетней истории этого региона, которые требуют новой интерпретации.

Эстетика нового города успела сложиться и устояться. На базе Астаны разворачиваются интересные исследования о природе постмодернистских городов. Проводится сравнительный анализ национального строительства, где объектами сравнения выступают столицы бывших союзных республик.

Празднование десятилетнего юбилея столицы стало катализатором для появления новых исследований. Праздник удался, антропологи получили массу интереснейшего материала. Тогда страна позволила себе эту роскошь всенародного праздника. Очень популярный лозунг «Расцвет Астаны, расцвет Казахстана» приобрел новую редакцию: от каждого региона столица получила подарки в виде скверов, памятников, новых объектов.

В праздничную декаду Астане «подарили» около 100 скульптурных композиций, из них пять крупных монументальных, а остальное то, что искусствоведами даже и не классифицируется, поскольку это парковая скульптура, но для антрополога представляет особый интерес. Конечно, не всё имеет культурную, эстетическую ценность, но эти дары были принесены на алтарь новой столицы и подспудно они отражали консолидирующую роль Астаны для Казахстана.

Автор: Дидар Амантай

История праздника

comments powered by HyperComments
Газета «Вечерняя Астана» объявляет фотоконкурс «Астана моими глазами»
Конкурс любительского видео объявляет газета «Вечерняя Астана»