В ауле древних номадов развернулось голографическое шоу


32909
В ауле древних номадов развернулось голографическое шоу

Фестиваль кочевой цивилизации «Тысячелетия вокруг Астаны» - это, пожалуй, одно из самых ожидаемых шоу в праздновании Дня столицы. И на этот раз устроители этногородка под открытым небом у подножия «Хан Шатыра» подарили астанчанам и гостям возможность на несколько дней окунуться в древний мир предков и в центре шумной столицы вдруг очутиться в ауле и вдохнуть терпкий степной запах ковыли и полыни казахского жайлау.

Удивительно, как в условиях урбанистического центра на относительно небольшой территории удалось выстроить целый мир-систему евразийского кочевничества. И попытаться ответить на вопросы: кто такие кочевники-степняки, как они жили, чем занимались, каковы были их жилища, как выглядели их предметы быта, прикладного искусства, во что они одевались, о чем говорит семантика их одежды, оружия, какая была у них музыка?..

Вплоть до конца ХVII века, в эпоху меридиального кочевья, номады устраивали большие, продолжительные стоянки, внешнюю стену которых образовывали вплотную поставленные друг к другу юрты на колесах «көк күйме». Юрточный городок со своим центральным местом, большим шатром и «жайма базаром» назывался «күрен». Такой этноаул по традиции и был развернут у торгово-развлекательного комплекса «Хан Шатыр».

Особенностью этого года стал шатровый комплекс для ярмарки, который был установлен вместо привычных «городских дувалов». Это своего рода инсталляция, созданная с использованием канатов и огороженная шатрами типа «абылайша» и «кос».

Ярмарка в шатровом комплексе воссоздала все богатство и многообразие таланта умельцев Великой степи: работы зергеров, национальная посуда, ткачество, ковроделие, произведения из дерева и камня. Прилавки современных мастеров ломились от глиняных кувшинов и чаш, узбекских расписных блюд, серебряных украшений с самоцветами, инкрустированного оружия, изделий из кожи, войлока. Все это можно было увидеть и в убранстве многочисленных юрт, раскинувшихся на лужайке у шатров. Рядом под открытым небом трудились народные умельцы: здесь ткались ковровые полотна, вытачивались изделия из дерева и камня, оживали инструменты, на глазах у изумленной публики создавались глиняные шедевры.

Жизнь кочевников невозможно представить без степной мелодии. Все четыре дня народная музыка лилась рекой и со сцены шатров, и в юртах, и на степном просторе. Гостей праздника развлекали столичный танцевальный коллектив «Наз», алматинский этнографический ансамбль «Сазген сазы», танцевальные и фольклорные коллективы из Узбекистана, Кыргызстана, Якутии, Турции, Азербайджана, Башкирии, Туркменистана, Монголии, Китая. Улыбку и особую радость у детей снискали выступления кочевых циркачей и кукольный театр. Неугасающую популярность поэтической импровизации подтвердил айтыс акынов, где особое внимание было уделено традиционным видам этого жанра: «Қыз бен жігіт айтысы», «Жұмбақ айтыс», «Қайым айтыс» и «Түре айтыс».

Важное место в жизни кочевников всегда занимали конно-спортивные игры. С ранних лет детям прививали навыки верховой езды, искусство боя в седле. Особенностью конно-спортивного шоу «Ат жалында» в этом году стала замена манежа специальной площадкой, засыпанной песком, где конные каскадеры могли продемонстрировать свое искусство в условиях, максимально приближенных к реальным – степным. Шоу кыргызских наездников вызвало настоящий восторг зрителей. Так же, как и показательное представление «Жамбы ату» - вид казахского национального спорта, демонстрирующего мастерство и меткость, когда необходимо попасть не в сам «золотой слиток», а в тонкую веревку, на которой он крепится. Любители игры в асыки с удовольствием вспомнили детство в состязании «Алтын сақа», тем более что соревнование проходило без возрастных ограничений.

Специально для малышей устроители уже традиционно провели мастер-класс «Моя маленькая юрта», где все элементы кочевого жилища были рассчитаны на юных гостей фестиваля.

В одной из выставочных юрт алматинских участников была представлена богатейшая коллекция народных музыкальных инструментов: домбра, кобыз, дауылпаз, дабыл, жетіген, адырна, шертер. И всю эту красоту можно было подержать в руках, узнать историю создания и послушать их волшебное звучание.

Охота в степи издревле являлась неотъемлемой частью кочевой жизни, она была виртуозным искусством, секреты которого передавались из поколения в поколение через охотничьи династии. Главные персонажи любой степной охоты – беркуты и казахская порода охотничьих собак – тазы. На фестивале все желающие могли открыть для себя секреты саятшылық и древних охотничьих традиций.

На народном гулянии в перерыве между выставочными павильонами и концертами можно было отведать любимые блюда национальной кухни. И потом - снова окунуться в красочное действо.

Новостью нынешнего фестивального сезона стало невиданное голографическое шоу театра обрядов «Жете», которое разворачивалось два раза в день в одном из центральных шатров. Издревле каждый жизненный этап становления кочевника был отмечен знаковыми событиями: рождение и первый шаг ребенка, вхождение его во взрослую жизнь, свадьба. И каждое из событий – шілдехана, тұсау кесу, сүндет той, қыз ұзату, үйлену тойы – сопровождалось уникальным обрядом. На сцене шатра актеры алматинского театра «Арлан» разыгрывали обряды в пространстве виртуальных декораций. Завораживающее действо переносило присутствующих то на берег реки, то в юрту, то на степные просторы. Зрителям подарили счастливый случай оказаться в эпохе предков и шаг за шагом прожить судьбу одного отдельно взятого кочевника – жителя Великой степи. По откровению артистов театра, их голографическое шоу восторженно встречали во время гастрольных туров во Франции, Малайзии, Сингапуре. В Дни столицы шоу восхитило и приятно поразило не только многочисленных зарубежных гостей, но и соотечественников.

Автор статьи

Шолпан Акбалаева

Новости

comments powered by HyperComments
Газета «Вечерняя Астана» объявляет фотоконкурс «Астана моими глазами»
Конкурс любительского видео объявляет газета «Вечерняя Астана»