ИнтервьюНовости

Чжан Сяо: «Где дорога, там оживление и бизнес»

Инициатива создания проекта международного сотрудничества «Один пояс — один путь» имеет особое значение для Казахстана и Китая.

Впервые идея трансформации логистической сети всей Евразии была провозглашена в Казахстане в сентябре 2013 года во время государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина. Уже через год лидеры двух стран приняли решение о сопряжении инициативы «Один пояс — один путь» с новой экономической политикой «Нұрлы жол». О совместных усилиях двух стран — Китая и Казахстана — в рамках международных проектов рассказал посол КНР в РК Чжан СЯО.

— Господин посол, в первую очередь хотелось бы узнать, о каких проектах, реализуемых в рамках инициативы «Один пояс — один путь», идет речь?

— Среди этих проектов я могу привести очень яркий пример — он очень впечатляющий. В прошлом году в октябре я посетил НПЗ в Шымкенте, который был построен еще в 1985 году. До реконструкции и модернизации завод устарел практически по всем технологическим параметрам, а это количество и качество продукции, выбросы в атмосферу и т.д. Благодаря сов­местным усилиям наших двух стран удалось модернизировать это предприятие, сегодня оно получило второе дыхание. Уже в прошлом году Казахстан стал поставлять свой бензин в соседние страны — Узбекистан и Кыргызстан. Вот живой пример нашего сотрудничества, которое приносит нам взаимную выгоду. Еще один пример — создание международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос». Этот проект оправдал себя, став частью нового Шелкового пути. Там создали практически все необходимые условия для транзитно-логистического хаба. Так что все эти проекты нацелены на модернизацию экономики, увеличение товарооборота между нашими двумя странами, увеличение экспортного потенциала Казахстана.

— Иначе говоря, эти проекты реализуются при участии китайских инвесторов?
— Естественно, но мы открыты. Я, пребывая на этой должности и встречаясь со своими коллегами из других стран, в том числе из Евросоюза, всегда говорю, что мы открыты для сотрудничества, обмена мнениями и взаимодействия. Мы заинтересованы в развитии нашего сотрудничества в трехстороннем, четырехстороннем формате. Если только у наших партнеров есть предложения, то мы готовы выслушать. Для казахстанской экономики китайские инвесторы очень востребованы. Наши инвестиции вкладываются в энергетику, развитие инфраструктуры, сельское хозяйство. Отмечу, что именно экспорт сельскохозяйственной продукции в Китае в прошлом году стал новым ростом товарооборота наших двух стран. В прошлом году экспорт сельскохозяйственной продукции в Казахстане составил порядка трех миллиардов долларов. Из этих трех миллиардов большую долю занимает именно китайско-казахстанский товарооборот.

— Некоторые зарубежные эксперты называют инициативу «Один пояс — один путь» долговой ловушкой. Что вы думаете об этом?
— Пять лет назад в ходе своего государственного визита председатель КНР Си Цзиньпин, озвучивая эти инициативы, предложил три золотых принципа ее реализации. Это совместные обсуждения, строительство и использование. Из этих трех золотых принципов следует, что в инициативе царит полное равноправное участие всех сторон. И здесь нет доминирующей силы, есть принцип взаимной выгоды, полная толерантность и прозрачность. На примере Казахстана можно говорить о взаимной выгоде этого проекта. К примеру, Казахстан самая крупная внутриконтинентальная страна в мире. У республики не было и нет выхода к морю. И все говорили и думали, что это очень большой минус для страны в плане развития экономики. Но давайте посмотрим, что изменилось за это время после провозглашения этой инициативы и сопряжения проектов «Один пояс — один путь» и «Нұрлы жол». Вы знаете, что сегодня в полную силу работает международный транспортный коридор «Западная Европа — Западный Китай». И благодаря сдаче в эксплуатацию этого международного транзитного коридора сегодня полностью выявляется транзитный потенциал Казахстана как ведущей транзитной территории на евразийском континенте. Сегодня маршрут Китай — Казахстан — Европа стал самым современным, удобным, экономически развитым и выгодным маршрутом, отвечающим всем требованиям для надежной и своевременной доставки товаров. В разы увеличились контейнерные перевозки из Китая в Европу и обратно транзитом через Казахстан. Для сравнения: в 2011 году количество контейнеров составило около тысячи. А в 2017 году — 200000 контейнеров. То есть за шесть лет увеличение в 200 раз. В 2018 году количество перевезенных транзитом через Казахстан контейнеров из Китая в Европу составило 286 единиц. Таким образом, реализация этого проекта помогает Казахстану укрепить позиции транзитной территории на евразийском континенте. Думаю, что эти убедительные примеры говорят сами за себя.

— Какие цели ставит перед собой второй форум международного сотрудничества «Один пояс — один путь»?
— В отличие от предыдущих он имеет особое значение, нынешний второй форум будет проводиться на фоне непростой глобальной международной геополитической и экономической ситуации. Мы знаем, что сегодня она переживает не лучший период. Глобальная экономика восстанавливается весьма вяло. Поднимают голову протекционизм и антиглобализм, поэтому в этих условиях мы считаем, что именно инициатива «Один пояс — один путь» придаст мощный толчок активизации глобальной экономики и в том числе многосторонней торговой системе.

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть