НовостиОбщество

Делить, не множить

Как убедить население, чем стимулировать предпринимателей перейти на цивилизованный путь сбора и переработки пластика — эта и сопутствующие темы обсуждались за круглым столом в Нур-Султане.

Тему «Сбор и переработка отходов пластика в Казахстане: проблемы и перспективы с учетом международного опыта» обсуждали и отечественные, и международные эксперты из Румынии и Турции. Своим мнением по этому вопросу поделились представители Департамента государственной политики и управления отходами Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, ТОО «Оператор РОП», выступили представители НПО и производители пластика или продукции в пластике, а также компании по сбору и переработке этого материала.

Загрязнение пластиком — одна из серьезнейших экологических проблем. Этот вид мусора разлагается долго, микрочастицы его присутствуют повсеместно.

Согласно данным, опубликованным в докладе Программы ООН по окружающей среде (UNEP), в мире ежегодно используется 500 млрд пластиковых пакетов, каждую минуту продается и покупается 1 млн пластиковых бутылок, на производство которых уходит 17 млн баррелей, или 2,7 млрд литров нефти в год. В Казахстане в 2018 году было образовано свыше 4,3 млн тонн твердых бытовых отходов.

— Объем образования отходов растет, однако нельзя не отметить положительную динамику, — сказала менеджер по проектам Центра «Содействие устойчивому развитию» Юлия ДУШКИНА. — В столице во многих местах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. К сожалению, население не всегда ими пользуется, а совместно собранные отходы проблематично переработать — сырье уже загрязнено, и нужно много ресурсов, чтобы его отделить, очистить. Для того чтобы был эффект, нужно, чтобы были вовлечены все.
Юлия Душкина выделила три составляющие решения проблемы. Первая — поддержка предприятий, чтобы у них была возможность приобрести хорошую сортировочную линию, нанять больше сотрудников. Вторая — компании-производители должны заботиться о переработке своей тары. Третья — систематическая информационная работа с населением.

— В странах, где налажена эта система, ни на минуту не останавливается пропаганда, а у нас пока этого нет, — говорит спикер. — Конечно, нельзя взваливать всю работу на государство, и государство, и бизнес, и юридические лица — все заинтересованные стороны должны участвовать. Мы проводим работу по вовлечению специализированных компаний, организаций, образующих отходы, общественности в активную сеть по сбору и переработке пластика PlastNet. Пока она охватит южную и восточную части страны. Мы подключаем в эту сеть население через КСК, такие юридические лица, как оте­ли, школы, офисы, бизнес-центры, где образуется много отходов.

Менеджер по корпоративным связям и коммуникациям компании Coca-Cola в странах Центральной Азии и Кавказа Александра АККИРМАН в своем выступлении сделала обзор систем сбора и переработки мусора, которые существуют в мире. Она упомянула критерии успешной и эффективной системы.

— Ответственность за отходы должна быть возложена на производителей упаковки и продукции в упаковке, — сказала она. — Должны быть работающие ассоциации, которые будут регулироваться государством, чтобы у всех были четко прописанные обязанности. А тех, кто не соблюдает их, наказывать законодательно. Второй важный момент — работа с потребителями. Обязанность потребителей — собирать упаковку раздельно. К примеру, в Индии есть города, где внедрили разделение мусора на мокрый и сухой. Весь мокрый мусор компостируется, сухой идет на дорожное покрытие.

По словам Александры Аккирман, система не работает в Казахстане, потому что производители не платят взносы. Деньги должны идти на развитие мощностей по сбору и переработке и на просветительскую работу с потребителями. Но эта работа будет иметь смысл, только если потребитель будет обязан законодательно собирать раздельно мусор.

Она рассказала о двух различных, но эффективно работающих системах. Первая — бельгийская, которая считается самой продвинутой в Европе. С ее помощью достигается более 87% сбора и переработки мусора. Эта система организована по принципу управления индустрией — некоммерческая организация работает со всеми участниками рынка. Вообще, оператор РОП — это общий термин для организаций, которые занимаются расширенной ответственностью производителя. В Бельгии оператор занимается всеми видами отходов. Вторая — система в ЮАР, где для разных видов отходов существует собственный оператор. Организация передает сборы напрямую переработчикам. Отдавая им эти взносы, они в обмен получают прозрачную отчетность. Свой опыт ЮАР распространяет на соседние страны.

Фото Султана СЕИТОВА

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть