Евразийский экономический союз – веление времени

22 Мая 2014 / 1596 / ()
Евразийский экономический союз – веление времени

Близится день подписания Договора о Евразийском экономическом союзе между Казахстаном, Россией и Республикой Беларусь. В то же время не утихают споры вокруг этого события. Несмотря на то, что создание Единого экономического пространства идет не первый год, до сих пор немало скептиков высказываются против подобного объединения. Одни считают, что отечественные производители не выдержат конкуренции, другие - что это приведет к утрате республикой суверенитета, поглощению ее «имперской» Россией и в конечном итоге «реинкарнации» Советского Союза.

Да, теоретически все возможно. Завтра небо может упасть на землю, чего, кстати, очень боялись французы в Средние века. Но здесь вопрос стоит не в возможности, а вероятности события. К сожалению, у нас специалисты, когда оценивают те или иные события, стыдливо забывают упомянуть, что их вероятность составляет от одного до двух процентов.

«Зри в корень,» - справедливо воскликнул однажды остроумец Козьма Прутков. Стоит, пожалуй, воспользоваться этой сентенцией и попытаться составить сколько-нибудь объективную картину положения дел.

Во-первых, речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР. Наивно попытаться и копировать то, что уже осталось в прошлом. И здесь наш Лидер Н. Назарбаев был изначально предельно тверд и честен, открыто заявив: «Мы строим экономический союз, поэтому задача комиссии – не включать в договор положения, выходящие за пределы экономической интеграции». Выступая в апреле 2013 года на открытии Евразийского медиа - форума, Президент еще раз, более жестко, заявил: «Хочу четко подчеркнуть: Казахстан за всю свою историю впервые получил независимость, наш народ впервые почувствовал вкус свободы, и мы ни на йоту не собираемся никому независимость эту отдавать. Если какие-то объединения будут ущемлять независимость страны, нашу Конституцию, мы немедленно оставим эту организацию и выйдем из нее». И такой позиции Глава государства твердо придерживается с первых дней независимости.

Вместе с тем, известно, что ни одно государство в мире не способно стать самодостаточной, замкнутой системой. И как прагматик Нурсултан Назарбаев одним из первых понял взаимозависимость государств, которая обусловила процесс глобализации в сегодняшнем мире. В такой ситуации одиночное плавание любого государства является довольно-таки проблематичным. Тем более для нашей страны, которая не имеет прямых выходов к мировому океану и, значит, на мировые рынки. Именно поэтому Казахстан стремится стать полноправным членом Всемирной Торговой Организации, расширяет сотрудничество с ЕС и странами АСЕАН. Поэтому с первых дней распада СССР наш первый Президент был и остается твердым сторонником интеграции на постсоветском пространстве.

В своем выступлении на ХХІ сессии Ассамблеи народа Казахстана Елбасы еще раз подчеркнул: «ХХІ век – век интеграции. Противостояние интеграции, отвечающей национальным интересам, - это противостояние современным тенденциям развития».

Еще 17 января 1992 года Президент РК подписал Договор о свободном передвижении рабочей силы, товаров, услуг, капиталов между Казахстаном и Россией, который уже тогда был прообразом Таможенного союза. Через два года, 29 марта 1994 года, в своем знаменитом выступлении в МГУ Нурсултан Назарбаев представил стратегическую интеграционную программу, для реализации которой потребовалось 20 лет.

Эта инициатива послужила импульсом для интеграционного процесса на пространстве СНГ. По истечении 20 лет она поэтапно воплощалась в жизнь в создании целого ряда успешных межгосударственных структур – Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза, Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России, что позволило существенно повысить показатели эффективности развития экономики этих стран.

Взять, скажем, Таможенный союз трех государств-членов ЕврАзЭС – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Прозрачность границ между государствами Таможенного союза обеспечила их беспрепятственное пересечение гражданами, провоз грузов и товаров, валютных средств. В результате, несмотря на общее замедление темпов роста мировой экономики и мирового хозяйства, в 2013 году товарооборот в рамках «тройки» заметно увеличился и составил 64,1 миллиарда долларов. При этом очень существенно изменилась структура взаимной торговли. Сократилась доля сырьевых ресурсов в экспортно-импортных операциях, причем это изменение идет за счет повышения технологической продукции, за счет товаров с высокой добавленной стоимостью. Расширились границы рынка сбыта для казахстанских производителей. Так, казахстанский экспорт в Россию и Беларусь вырос на 63%, в том числе вывоз обработанных товаров увеличился в два раза.

Еще более ощутимые результаты можно наблюдать в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Например, казахстанский потребитель, прежде всего, здесь получает большую возможность выбора товаров и услуг, вследствие чего высокая конкуренция приводит к рыночному сдерживанию цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта влечет за собой приход новой техники и технологий. Основным же плюсом для потребителей нужно считать высокие требования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировым стандартам. Создаются новые рабочие места за счет открытия совместных производств и расширения уже имеющихся производителей, которые ориентированы на рынки сбыта стран-партнеров. Что приводит к сокращению безработицы и росту благосостояния народа.

Свобода передвижения человеческого капитала позволяет гражданину значительно сократить время и упростить процедуры при трудоустройстве или обучении в одной из стран-участниц ЕЭП. Например, сейчас гражданин Казахстана имеет право находиться в России в течение 30 дней без ранее обязательной регистрации. Также все граждане стран – участниц ЕЭП имеют одинаковые права и обязанности при трудоустройстве в Казахстане, России и Беларуси, за некоторым исключением.

На данный момент разрабатывается список высших учебных заведений стран-участниц ЕЭП, чьи дипломы не будут требовать подтверждения во всех трех странах.

Работник, прибывший из страны-участницы ЕЭП, пользуется такими же профессиональными и социальными преференциями (право на труд, устройство детей в школьные и дошкольные учреждения, возможность пользоваться услугами медицинских учреждений, обязательства по уплате налогов), что и работники страны, принимающей трудового мигранта. Исключение составляют работа на государственной службе и прохождение службы в армии.

Текущие сложности в данном вопросе связаны с подоходным налогом для трудящихся-мигрантов из Казахстана, который в России составляет 30%, в то время как россияне, работающие в Казахстане, оплачивают 10%. Казахстан настаивал на уравнивании подоходного налога в наших странах, с чем согласилась российская сторона. С 1 января 2015 года ставка подоходного налога в РФ для казахстанских трудящихся-мигрантов составит 10%.

Следует особо отметить, что с начала текущего года государства ЕЭП предоставляют национальный режим государственным закупкам. Это дает возможность казахстанским поставщикам участвовать в государственных и муниципальных закупках России и Беларуси наравне с поставщиками этих стран. Несомненно, это большие возможности, так как объем рынка стран-партнеров по ЕЭП превышает в 26 раз, тем самым предоставляя очевидный потенциал для развития отечественных товаропроизводителей. Например, объем рынка государственных закупок стран-партнеров по ЕЭП в 2012 году составил порядка 198 миллиардов долларов.

В рамках интеграционных процессов в стране создано производство конечных видов продукции сельскохозяйственного машиностроения с участием ведущих производителей сельхозтехники Беларуси и России. На базе ТОО «СемАЗ» налажено производство восьми моделей тракторов «Беларусь». АО «Азия АВТО Казахстан» совместно с российской компанией «АВТОВАЗ» запустили проект «Строительство автозавода полного цикла и технопарка по производству автокомпонентов в Усть-Каменогорске». АО «НК «КТЖ» совместно с компанией Alstom Transport (Франция) и ЗАО «Трансмашхолдинг» (Россия) занимаются производством электровозов, и сегодня они экспортируются в страны СНГ и ближнего зарубежья.

Одним словом, основной сутью создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, Евразийского экономического союза является взаимовыгодное экономическое сотрудничество трех стран, выгоды которого очевидны как для всего союза, так и для каждого его участника.

Подводя некоторые итоги евразийского сотрудничества, думаю, будет вполне уместным вспомнить слова Н. Назарбаева, сказанные им во время выступления в МГУ: «Мы видим в будущем Евразийского экономического союза огромные возможности для инновационного прорыва и ускоренного развития нашей страны». Сегодня Казахстан держит курс на форсированное индустриально-инновационное развитие. Создается сугубо новая структура современных производительных сил как основа будущей национальной инновационной экономики. Важно, чтобы Евразийский экономический союз стал территорией инноваций и мощного технологического прорыва. Ибо, только интегрируясь, наше государство сможет быть конкурентоспособным на международной арене. Потому тесная интеграция на новой ценностной, экономической основе – это веление времени.

И нет сомнения в том, что день подписания исторического Договора о создании Евразийского экономического союза в столице Казахстана станет началом отсчета новой мирохозяйственной системы, всецело отвечающей интересам простых граждан стран евразийского пространства. При этом и Казахстан, и Беларусь, и Россия остаются независимыми государствами с собственными национальными интересами.

Кенжеболат Жолдыбай, политолог

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.