Сколько прибыли имеют страховые компании Астаны?

30 Сентября 2016 / 351 / ()
Сколько прибыли имеют страховые компании Астаны?

Страховой рынок  за первое полугодие вырос. Страховые компании Казахстана собрали за первые шесть месяцев более 202  млрд. тенге страховых премий, на треть больше против этого же периода 2015 года. А вот их выплаты клиентам росли в разы медленнее - до 46 млрд. тенге. Какие тренды наблюдаются на рынке?


В АСТАНЕ СТРАХОВЩИКИ ЗАРАБОТАЛИ МЕНЬШЕ
Одним из основных драйверов роста стал сегмент добровольного имущественного страхования. Сборы страховщиков здесь, судя по недавнему отчету только одной компании - АО «СК «Коммеск-Өмір», выросли почти в полтора раза. В обязательном страховании они выросли на 40%, а вот в добровольном личном страховании остались прежними. 

Сборы страховщиков в общем страховании, которое защищает интересы застрахованных, связанные с затратами на восстановление полностью или частично потерянного имущества или здоровья, выросли на 40%. 

04.jpg

Кроме того, рынок прирастает за счет сборов по добровольному страхованию гражданско-правовой ответственности (ГПО) - до 85%. Рост страховых премий в первом полугодии есть по страхованию имущества - на 44%, по обязательному страхованию автовладельцев - на 35% и по страхованию грузов - на 14%. 

По добровольному страхованию автотранспорта «АвтоКАСКО» страховщики собрали на 10% больше этого же периода прошлого года. Львиную долю - 70% - получили страховые компании, аффилированные с банками, а на долю небанковских страховых компаний пришлось меньше трети. 

Конкурентная борьба между страховыми компаниями стала жестче. Изменились потребности клиентов, компании должны подстроиться, иначе не выживут. В этом году клиенты стали экономить на всем, в том числе и на автостраховании, сетуют страховщики. 

Сборы страховщиков в медицинском страховании немного уменьшились - 15 млрд. тенге. Все больше казахстанских компаний экономит на социальных пакетах. На следующий год большинство работодателей планирует сократить расходы на добровольное медицинское страхование или вообще отказаться от оформления полисов. Они сокращают перечень услуг, предоставляемых по программе медицинского страхования, и перекладывают часть расходов на плечи своих сотрудников. На ожиданиях начала работы фонда обязательного медицинского страхования рынок добровольного медицинского страхования уже серьезно просел.

Какие регионы позволяют страховщикам зарабатывать больше других? Самый большой объем премий приходится на Алматы - 107 млрд. тенге (прирост 56%). В Костанайской области страховщики собрали 7 млрд. тенге, прирост - 129%. А вот объем премий, собранных в Астане, - 14 млрд. тенге, снизился по сравнению с этим же периодом прошлого года на 21%. 

02.jpg

Снижение объемов страховых премий по городу Астане, возможно, связано с перераспределением объемов в каких-то государственных проектах (более конкретные данные не раскрываются), полагает председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег ХАНИН.

В выплатах страховщиков клиентам «Коммеск-Өмір» фиксирует более сдержанную динамику роста: совокупные выплаты выросли в четыре раза меньше, чем сборы, - на 18%, до 46 млрд. тенге. По обязательному страхованию страховщики выплатили гражданам 15 млрд., прирост - 10%, по добровольному личному страхованию - 16 млрд. тенге, прирост - 14%. Выплаты по добровольному имущественному страхованию приросли на треть - до 15 млрд. тенге. 

Основной вклад в динамику выплат вносит добровольное страхование гражданско-правовой ответственности - 1,1 млрд. тенге, прирост - 177%. Объем выплат вырос по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) - 12 млрд., прирост - 38%, «Авто­КАСКО» - 3,5 млрд., прирост - 28%. Медицинское страхование выросло лишь до 9 млрд. тенге, прирост -14%. 

Активы компаний по общему страхованию превысили 636 млрд. тенге, страховые резервы - 243 млрд. тенге, собственный капитал - 346 млрд. тенге. Каждый актив прирос в среднем на четверть. 


ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОЛИСЫ ПОКУПАТЬ ГОТОВЫ?
Подготовка к внедрению в Казахстане электронного полиса по обязательному страхованию ГПО автовладельцев продолжается. Страховщики участвуют во внесении поправок в законодательство. Они отрабатывают схемы подтверждения подлинности полиса и доступ страхователей к личному кабинету на интернет-порталах страховых компаний.

По данным опроса 400 жителей Астаны и Алматы в возрасте 18-65 лет, проведенного в конце августа, была определена доля потребителей, готовых покупать страховые полисы через Интернет, и сумма, которую аудитория готова потратить. 

43% астанчан и алматинцев уже готовы приобретать страховые полисы на сайтах страховых компаний, 38% не готовы и 18% затруднились ответить на вопрос. 

Наиболее интересным для казахстанцев, судя по данным опроса, является электронный полис обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств - им мог бы воспользоваться каждый третий опрошенный, страхование выезжающих за рубеж - каждый четвертый, добровольное автострахование - каждый восьмой из опрошенных.

Однако пока в Казахстане интернет-магазины, предлагающие страховые продукты, - лишь бюро заявок, ведь по статье 825 Гражданского кодекса договор страхования заключается письменно.

Страховщики ждут изменений в закон и урегулирования вопросов электронной коммерции. Внедрение онлайн-полисов по обязательным видам страхования предусмотрено концепцией развития финансового сектора Казахстана. Решением проблемы может стать использование электронно-цифровой подписи в страховании. 

«Онлайн-полис можно оформить в любое удобное время, дома, он стоит дешевле. Поэтому онлайн-страхование будет активно развиваться в Казахстане», - предполагает председатель правления СК «Kompetenz» Аида Айдарханова.

ТРЕНДЫ СТРАХОВОГО РЫНКА
Проработка вопроса интеграции страховых компаний с информационной системой судебных органов и Единой страховой базы данных с базами данных государственных органов – еще один тренд развития рынка. Государственно-частное партнерство пока на нуле. Объединение баз данных страховщиков и судов не движется - документооборот между ними осуществляется на бумажных носителях. Возможный вариант доступа к электронным сервисам судов Казахстана - через «Судебный кабинет». Плюсы интеграции – это переход на электронный документооборот и сокращение сроков для получения постановлений суда клиентами страховых компаний. Интеграция единой страховой базы с базами данных госорганов необходима для проверки в первую очередь наличия и легитимности электронного полиса сотрудниками административной полиции. 

В Казахстане планируется расширение сферы деятельности страхового омбудсмена. Сейчас он в основном занят досудебным урегулированием споров между страховыми организациями, между страховщиками и страхователями по обязательному страхованию ГПО автовладельцев и добровольному страхованию на основании меморандума, подписанного рядом страховых компаний. В будущем страховой омбудсмен может получить права по досудебному урегулированию споров по всему обязательному страхованию.

Казахстанские клиенты страховщиков по-прежнему пытаются найти лучшее предложение на рынке, но еще один тренд рынка - клиенты стали реже переходить из компании в компанию. Страховщики активно стимулируют продление договора специальными предложениями, ведь гораздо дешевле удержать лояльного клиента, чем искать и привлекать нового. 

Валентина ВЛАДИМИРСКАЯ

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.