Прирост экономики составил 105,7% (окончание)

13 Июля 2012 / 545 / ()
Прирост экономики составил 105,7% (окончание)

В мае текущего года в ходе пятого Астанинского экономического форума лидерами стран и мировыми экспертами, в том числе лауреатами Нобелевской премии были даны высокие оценки усилиям Казахстана в выстраивании новой высокотехнологичной экономики. При этом ведущими экспертами мировой науки было заявлено о том, что на современном этапе именно Казахстану свойственно воплощать грандиозные идеи на практике, обретая мощные крылья индустриально-инновационного развития.

Со вводом в строй нескольких предприятий железнодорожной отрасли, в частности, двух крупнейших в регионе заводов по выпуску локомотивов мирового бренда «Дженерал электрик» и пассажирских вагонов «Тальго» в Астане, производства грузовых вагонов на базе ТОО «Таман» в Павлодарской области, модернизацией вагоностроительного завода компании «ЗИКСТО» в Северо-Казахстанской области, диверсификацией завода по выпуску и ремонту железнодорожных деталей «Востокмаш», а также открытием сборочного производства тяжелой техники совместного предприятия «КазБелАЗ» в Карагандинской области, столичного завода по производству вертолетов и других производств, значительный импульс развития получило транспортное машиностроение Казахстана.

Новая категория экономики

Столь быстрый рост этой наукоемкой отрасли промышленности в Казахстане обоснован не только перспективами будущего, но и нынешнего развития страны как активного участника глобального торгового взаимообмена. Расчеты экономистов показывают, что при сохранении высоких темпов роста ВВП с нарастающей производительной динамикой обрабатывающей промышленности нагрузка на транспорт неизбежно возрастет. Причем, основная масса ляжет на железнодорожный транспорт, который играет ключевую роль в ускорении рыночных процессов, происходящих как в макроэкономике, так и в сферах экспортно-импортных операций и транзита товаров.

Как показывают события текущего периода, уже сегодня проблема нехватки железнодорожных вагонов для транспортировки экспорта на внешние рынки становится актуальной не только для Казахстана, но и других стран Таможенного союза. И вполне очевидно, что на старом подвижном составе в торговых делах никому не преуспеть, а тем более не обеспечить качественных услуг с низкой себестоимостью и грузоемкостью отрасли.

По данным статистики, доля транспортных затрат в стоимости конечной продукции казахстанских компаний транспортной системы относительно высока и находится на уровне 8% и 11% соответственно для внутренних железнодорожных и автомобильных перевозок. Для сравнения, в странах с развитой рыночной экономикой данный показатель составляет не более 4,5%.

Другими словами, на каждую единицу казахстанского ВВП в долларовом исчислении приходится не менее 9 тонно-километров работы транспорта, в то время как в странах Европы грузоемкость составляет менее 1 тонны-километра на каждый доллар ВВП.

В условиях ускорения глобальных процессов развития неготовность к удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги означает, кроме всего прочего, утрату рыночных позиций, которых затем столь же сложно вернуть, как и день вчерашний. Между тем индустриальный опыт развитых стран показывает, что привлечение зарубежных инвестиций и технологий в приоритетные сферы экономики, в том числе в развитие транспортного машиностроения, позволяет национальным экономикам в короткие сроки выйти на уровень конкурентного преимущества на мировых рынках. При этом, создавая зеленые коридоры для притока иностранных инвестиций, технологий, методов и систем, страна получает базовые возможности для перевода экономики на более совершенный технологический уклад.

Астана по привлечению зарубежных инвестиций в различные бизнес-проекты, без сомнения, является лидером инвестиционного процесса. На сегодняшний день в столице Казахстана в общей сложности действуют порядка 1247 предприятий с участием иностранного капитала, из которых около 540 – с долевым участием зарубежных инвесторов. Наибольшее количество таких предприятий приходится на долю России – 408, Турцию – 167, Германию – 93, Нидерланды – 47, США – 47 и Китая – 30.

Следует отметить, что усилия Казахстана в освоении таких важнейших технологических направлений, как железнодорожно-транспортное машиностроение, включая автосборочное и авиационное производства, в итоге дают положительный эффект не только в конкретных отраслях экономики, но и задают немалый импульс развития другим секторам, например, малому и среднему бизнесу. Кроме того, это является практической почвой для формирования в казахстанском социуме новой категории трудящихся – инженеров-машиностроителей.

Таким образом, в рамках индустриальной стратегии государства отечественная железнодорожно-транспортная отрасль и другие сферы экономики сегодня динамично выстраивают новую промышленно-производственную основу будущего развития. Благодаря активной деятельности новейших предприятий тяжелого машиностроения на железнодорожных магистралях Казахстана уже в недалекой перспективе не останется старого подвижного состава – их вытеснят скоростные и комфортные виды техники отечественного производства.

Несырьевой потенциал страны

Судя по динамике реализации инвестиционных проектов, текущий год может стать решающим периодом, когда по всем направлениям индустриальной программы будет заложена конкретная фундаментальная основа. Благодаря этому процессу, сегодня в структуре экономики многих регионов происходят значительные трансформации в сторону того или иного приоритетного направления. При этом особое внимание отводится эффективному использованию транзитного потенциала страны как мощного источника несырьевых доходов. В комплексе мер в данном направлении на ключевых транспортных коридорах страны предполагается создание единой системы хабов международного уровня – торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического.

Мангистауская область – один из регионов, где реализуется целый ряд уникальных инфраструктурных проектов, направленных на создание новых транзитных коридоров, экономических и культурно-туристических зон. В числе таких проектов, входящих в систему «западных ворот» – расширение морского порта Актау и строительство двух железнодорожных линий «Узень – Туркменистан – Иран - Персидский залив» и «Коргас – Жетыген – второй железнодорожный переход до Каспия». Наряду с логистическим центром в Актобе это будет целостным транспортно-логистическим хабом, обеспечивающим свободное перемещение товаров на рынки Таможенного союза и Персидского залива.

О том, какое значение имеют эти транспортные артерии для страны, пояснять излишне. Достаточно отметить, что железнодорожная ветка «Узень – Туркменистан» это самый короткий путь для выхода Казахстана, Китая и партнеров по Таможенному союзу к Персидскому заливу, а также к морским портам Ирана – то есть на международный рынок.

По общим прогнозам экспертов, в будущем экономическая выгода от этого транзитного коридора может превысить нынешние доходы от нефтегазовой отрасли. Несомненно, реализация данного проекта будет во многом способствовать развитию инфраструктуры всего западного Казахстана, создавая предпосылки для усиления деловой активности в этой части республики. В рамках данной стратегии на станции «Болашак» планируется создать специальную экономическую зону «Каспий», которая будет одной из субзон новой СЭЗ, в то время как в другой ее части разместится будущий международный курорт «Кендерли».

Напомним, что Казахстан соединяется с остальными странами континента в основном за счет сухопутных коридоров. Располагаясь в самом сердце Евразийского континента, республика связывает крупнейшие рынки Китая, Европы, России и стран СНГ, обеспечивая транспортные маршруты в страны Центральной Азии и Персидского залива. В этой связи возрождение трансконтинентального коридора «Западная Европа – Западный Китай» в точном соответствии с прежней системой «Шелкового пути» имеет принципиальное значение не только для Казахстана, но и для Евразии в целом.

В результате реализации этого мега-проекта к 2020 году объём транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти почти в 2 раза с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн. При этом ожидается, что к 2020 году объём торговых операций между сопредельными с Казахстаном странами вырастет в полтора раза и достигнет 1 триллиона долларов.

И если сегодня годовой объём внешней торговли между КНР и Европой превышает 500 миллиардов долларов при ежегодном росте в среднем на 8%, то дальнейшая перспектива сотрудничества двух юпитеров мировой экономики предполагает увеличение товарооборота до 800 миллиардов долларов. При этом транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан имеет неоспоримое преимущество в том плане, что он значительно короче по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал. С другой стороны, конкурентное преимущество проекта «Новый Шёлковый Путь» будет основано на достижении эффекта с пятью «с» – скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.

Автор: Досжан Нургалиев

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.