Чистые приоритеты ЕХРО

1 Февраля 2013 / 845 / ()
 Чистые приоритеты ЕХРО

ЕХРО-2017 – это взгляд в будущее через призму инвестиционных и технологических возможностей. В Астане полным ходом идет осуществление первого этапа организационных мер, связанных с проведением международной выставки ЕХРО-2017, которую должны посетить около 5 миллионов человек из более чем100 стран мира. Условные контуры мегапроекта, реализация которого по силам далеко не каждому государству, в целом определены. И успех этого процесса явно зависит не только от суммы прилагаемых усилий государства и инвесторов, но и от верного понимания обществом конечных целей ЕХРО, суть которых нередко состоит в более важных приоритетах, нежели просто финансовая рациональность.

Важные стимулы ЕХРО

В текущем году Глава государства обозначил перед Правительством РК ряд ключевых задач, в числе которых – максимальное использование ЕХРО-2017 для развития инфраструктуры казахстанской столицы и туристического сектора как важнейшей отрасли экономики современных государств. Он также отметил, что объекты ЕХРО-2017 должны стать национальным брендом, подобно тому, как Эйфелева башня в Париже или Хрустальный дворец в Лондоне, построенные в рамках проведения международной выставки, являются сегодня архитектурными символами Франции и Англии.

Между тем в атмосфере общественного мнения, наряду с позитивными взглядами по отношению к ЕХРО, есть немало и полярных точек зрения, отражающих, в частности, недостаточное понимание как значения данного события в истории нашей страны, так и механизма его экономической эффективности, когда приложенные усилия возвращаются сторицей через активизацию многих жизненно важных процессов развития. Ведь, по сути, если бы в основе ЕХРО не было этих высоких стимулов роста, то прагматичный мир вряд ли бы конкурировал с кем-либо за право его проведения в собственных городах и весях. И трудно поверить в то, что Бельгия пыталась достичь преимущества только ради утоления собственных амбиций. Другое дело, какие совокупные стимулы, кроме прямой финансовой прибыли, дают в итоге государствам проведение международных выставок ЕХРО.

Мера эффективности

Как известно, проведение международной специализированной выставки EXPO-2017 в Астане, с учетом привлеченных финансовых средств частного сектора, обойдется государству в общей сложности не менее 1,2 млрд. евро, из которых порядка 250 млн. евро – предполагаемые затраты госбюджета на организацию и подготовку мероприятия. При этом основную долю финансовой нагрузки несут на себе частные инвесторы, вкладывающие средства в проекты инфраструктуры, технологического и прочего обеспечения мероприятия.

Между тем глобальный опыт проведения таких мероприятий показывает, что в контексте прибыльности не во всех случаях экономическая результативность выглядит в буквальном смысле «манной небесной». По крайней мере, в летописи выставок EXPO мало примеров, когда в результате их организации страны получали бы какие-либо сиюминутные сверхприбыли. В качестве одного из таких примеров принято считать всемирную универсальную выставку, прошедшую в 2010 году в Шанхае – ЕХРО-2010. Мероприятие, в котором приняли участие более 190 стран и которое посетило свыше 73 миллионов человек, принесло в итоге прибыль в 12 миллиардов долларов.

В Канаде в 1967 году проведение EХРО обошлось порядка 178 миллионов евро, зато прибыль от этого мероприятия была получена в дальнейшем в виде стабильного притока доходов от туризма. По общим сведениям, в последующие годы международный туризм пополнял бюджет этой страны в среднем в объеме 303 миллиона евро.

В нашем случае предстоящее проведение ЕХРО-2017, с одной стороны, рассматривается в качестве уникальной возможности для придания дополнительного импульса общим процессам развития казахстанской столицы, с другой - предпосылки для привлечения инвестиций в проекты туристического бизнеса. В сущности, предполагается, что новые объекты, возводимые в рамках EXPO, позволят в будущем рассматривать Казахстан и его столицу как крупную международную выставочную и информационно-презентационную площадку.

Выставка в Астане продлится 3 месяца. И это явно станет огромным полем деятельности для предпринимательства столицы и прилегающих регионов, работающих в сфере обслуживания населения, гостиничного бизнеса и внутреннего туризма. Помимо привлечения инвестиций в строительство выставочных объектов, общий эффект состоит еще и в том, что выставка познакомит мир с многонациональной культурой, древней историей, искусством, традициями и гостеприимством казахстанцев, повысит узнаваемость, туристическую и инвестиционную привлекательность Казахстана в глазах мирового сообщества.

Глава государства в своих поручениях Правительству страны говорил о необходимости формирования эко-городков в радиусе 30-50 километрах от Астаны. При этом он отметил, что для лучшего использования возможностей ЕХРО-2017 в Казахстане целесообразно изучить опыт Малайзии и Арабских Эмиратов по развитию туристической сферы. Сказано это явно не зря, ибо в истории этих государств было время, когда туризму там не придавалось особого значения, а доходы от туризма были весьма скромными и составляли не более 1% объема всей экономики.

Непочатые ресурсы экономики

Глядя на опыт Таиланда и Сингапура, территорию которых ежегодно посещали около 15 млн. туристов, что приносило этим странам от 5% до 10% всего национального дохода, Малайзия также начала уделять огромное внимание туризму, а не зацикливаться на экспорте традиционных сырьевых товаров – олова, каучука, древесных материалов, пальмового масла, какао и другой продукции.

Словом, с тех пор, как правительство Малайзии приняло национальную политику по развитию туризма, осуществив целый комплекс мер, стимулирующих приток иностранных туристов, дело пошло в гору. При этом одним из главных условий данной политики являлось формирование не только инфраструктуры, но и самой культуры туризма, когда работников учат всем правилам хорошего тона, в том числе вежливой манере ведения разговора с туристами.

Так или иначе, но благодаря подобной культуре туристической индустрии сегодня Малайзию посещают ежегодно до 25 млн. туристов со всего мира, обеспечивая ее экономику более существенным содержанием, нежели раньше. Подсчитано, что каждый турист, посетивший эту страну, оставляет там как минимум 1500 долларов США.

Что касается экологических городков, то в этом плане в мире также немало ярких и полезных примеров. Например, германский город Фрайбург известен своей эффективной «солнечной экономикой». В частности, один из районов этого города – Ваубан представляет собой модель стабильного города. Дома строятся здесь с расчётом на низкий уровень потребления энергии, а весь район спроектирован так, что там нет места традиционным видам автотранспорта.
Данное направление осваивает и Китай в партнерстве с Сингапуром, предоставившим инвестиции и технологии для создания экогорода в новом прибрежном районе города Тяньцзинь на севере КНР, названного «Экогород Сино-Сингапур Тяньцзинь».
В России примерами таких поселений можно назвать Нево-Эковиль в республике Карелия, Китеж в Калужской области и Тиберкуль в Красноярском крае.

Особые зелёные зоны создаются сегодня во многих центрах мира, в том числе в таких городах, как Бордо, Марсель, Гренобль, Ницца и Страсбург.

В этой связи символично, что энергоснабжение территории ЕХРО-2017 в Астане будет обеспечиваться только за счет возобновляемых источников энергии. В свою очередь, привлеченные в республику инвестиции и чистые технологии, возможно, станут стартовой основой для перехода энергетического сектора страны на «чистые» технологии.

Автор: Досжан Нургалиев

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.