КультураНовостиОбщество

Газиза из династии Жубановых

О маме — первой казашке — профессиональном композиторе — вспоминает профессор Казахского национального университета искусств Дина МАМБЕТОВА.

Этот редкий снимок сделан много лет назад. Глава государства Нурсултан НАЗАРБАЕВ после официального приема в честь 8 Марта запечатлен в окружении удивительных женщин своего времени — что ни имя, то легенда: Роза БАГЛАНОВА, Бибигуль ТУЛЕГЕНОВА, Сабира МАЙКАНОВА, Валентина ПАНФИЛОВА, Нуржамал УСЕНБАЕВА, Айман МУСАХОДЖАЕВА. На переднем плане — Газиза ЖУБАНОВА — народная артистка СССР и Казахстана, оставшаяся в истории как первая казашка — профессиональный композитор.

Белый песок из детства
Газиза родилась в семье выдающегося музыканта, композитора, дирижера, основателя оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы академика Ахмета ЖУБАНОВА.

С особым теплом она вспоминала свои детские годы. Аул раскинулся в климатически суровых краях Западного Казахстана Актюбинской губернии, у подножия живописных, отливающих синевой Мугоджарских гор и среди бескрайней зеленой степи с нежными полевыми цветами весной, желтой от спелых колосьев пшеницы летом, выцветшей — осенью и покрытой голубым снегом по колено зимой. Неподалеку было озеро, которое дети легко переплывали, с белым-белым прибрежным песком.

Этот белый песок в памяти Газизы Ахметовны навсегда остался символом детства.

Другой эпизод связан с годами студенчества. В летние каникулы поезд Москва — Алма-Ата шел без расписания, его останавливали на каждой станции, отодвигали на запасные пути, и, в общем, дорога занимала неделю-две пути. Открывая родную землю из окна поезда, именно тогда Газиза по-настоящему поняла, как любит родную степь, родителей и свой народ.

Под роялем и за роялем
Она с шести лет начала заниматься музыкой, к этому располагала сама обстановка в доме. Бывали вечера, когда у них собирались корифеи казахской культуры Мухтар АУЭЗОВ, Габит МУСРЕПОВ, Сабит МУКАНОВ, Евгений БРУСИЛОВСКИЙ, Мукан ТУЛЕБАЕВ, Куддус КУЖАМЬЯРОВ, Канабек и Куляш БАЙСЕИТОВЫ, Шара ЖИЕНКУЛОВА.

Мысль стать композитором жила в ней, кажется, с детства. Отец брал ее с собой в оркестр Курмангазы, и она, прячась под роялем, слушала, как проходят репетиции.

Однажды в 7 классе им дали задание написать сочинение на тему «Кем я буду?». «Я буду композитором», — уверенно написала Газиза в конце сочинения. На перемене к ней подошли мальчишки. «Композитор — это мужская профессия!» — авторитетно заявили они. «Ну и что, а я буду композитором», — не уступала она.

К тому времени у нее уже были целые пьесы. Как только папа Ахмет Жубанов уходил по делам, девочка надевала его бархатную темно-золотистую пижаму, садилась за черный рояль «Блютнер», брала нотную бумагу и сочиняла музыку.

 

«Она была беленькая, с голубыми глазами»
Весной 1945-го, в год Победы, Газиза окончила школу с золотой медалью. И с благословения отца поехала поступать в Москву, знаменитую Гнесинку. Годы учебы пролетели как мгновение. Потом были московская консерватория с отличием, аспирантура. Вместе с ней училась целая плеяда прославленных в будущем композиторов: Родион ЩЕДРИН, Андрей ПЕТРОВ, Андрей ЭШПАЙ, Александр ФЛЯРКОВСКИЙ, Александра ПАХМУТОВА.

И именно в эти же дни, в канун нового 1957 года, судьба подарила счастливый случай. Позже в семье композитора Газизы Жубановой и известного казахского режиссера Азербайжана МАМБЕТОВА эту историю будут рассказывать как семейную легенду.

С Александрой Пахмутовой и Георгием Свиридовым. 

В те годы было очень популярно землячество, студенты-казахи из разных вузов встречали все праздники вместе. На одну из таких встреч в общежитие на Трифоновской улице пришла и Газиза.

 С Родионом Щедриным и Арменом Хачатуряном

 

 

С Ермеком Серкебаевым 

 

С Чингизом Айтматовым

 

Особенно трогательно о встрече вспоминал Азербайжан Мадиевич. Он, начинающий режиссер, только вернулся после успешной постановки, где ему подарили огромную красную рыбу, и он созвал друзей. «Среди них была Газиза! Она была беленькая, с голубыми глазами, скромная и вместе с тем очень общительная. Мы пели песни, дифирамбы лились рекой. Это был незабываемый вечер в моей жизни», — вспоминал Азербайжан Мамбетов.

 

Автобиографический этюд
А вскоре они поженились.

«В жизни Газиза была мужественным, сдержанным человеком, при этом обладала очень тонким аналитическим умом, — спустя много лет совместной жизни напишет о супруге Азербайжан-ага. — Музыке она отдавала всю себя. Когда домочадцы ложились спать и в доме становилось тихо, она шла в свой кабинет, где ее ждал волшебный мир музыки. Ложилась спать под утро, и уже с 9-10 утра раздавались звонки из консерватории. Звонили из министерства, Союза композиторов, и она уже бежала на заседание ученого совета или очередной экзамен».

«В 1962 году в республиканском Союзе композиторов произошел переполох, — вспоминала в своем автобиографическом этюде Газиза Жубанова. — Мужчины-композиторы не поделили между собой власть. В перерыве между заседаниями ко мне подошел секретарь ЦК и предложил должность председателя Союза композиторов. Я, естественно, отказалась. Я училась в Москве не на председателя, а на композитора. Но, видимо, мужские страс-ти кипели, и он вторично подошел ко мне и сказал, что это «задание партии».

В 1975 году судьбе снова было угодно испытать ее на прочность. Газиза Ахметовна только вернулась из интересной поездки в Берлин и Дрезден, как ее пригласили к министру образования и предложили пост ректора Казахской консерватории имени Курмангазы. Интуитивно она чувствовала, что работа ректора отнимет много времени, в какой-то степени оторвет от творчества. Вместе с тем в ней неотступно жила идея поднять профессиональный уровень единственного музыкального вуза республики. Консерватория, по ее собственному признанию, оставалась провинциальной. Через три дня Газиза Ахметовна ответила согласием министру и двенадцать лет жизни отдала своему детищу.

Большая мама
«Сейчас вспоминаю нашу совместную жизнь — около сорока лет. Это было время радостных, счастливых минут и вместе с тем были горькие дни, тяжелые минуты», — напишет позже в своих мемуарах прославленный режиссер. Одной из таких потерь станет утрата младшего сына Газизы Ахметовны и Азербайжана Мадиевича трехлетнего Ахана, названного в честь деда.

По признанию режиссера, Газиза Ахметовна успевала достаточно времени уделять детям — Дине, Алие, Алиби и Адаю. Всегда интересовалась, как они учатся, сначала в школе, потом уже в институте, старалась лучше устроить их семейные дела.

Алиби стал единственным продолжателем композиторской династии Жубановых, автором замечательных статей о творчестве Ахмета и Газизы Жубановых.

Став бабушкой, Газиза Ахметовна до последнего дня опекала и помогала своим внукам. Кстати, говорят, она хорошо шила.

У Газизы Жубановой и Азербайжана Мамбетова восемь внуков. Музыкантами стали Анара, Камилла и Карина. Теперь уже есть и правнуки. Дамир играет на саксофоне, а еще он несколько лет назад сам записался в театральный кружок и играет в спектаклях. Дедушкины гены! Делия хорошо поет.

В семье внуки неизменно называли бабушку үлкен мама — большая мама.

Прощание
И все же время с 12 ночи до 6 утра всегда оставалось для Газизы Ахметовны ее временем — миром ее музыки. Все в семье это знали, никто ей не мешал, никто ее не тревожил. И так было всегда. Пришло вдохновение, не пришло, был ли спектакль, концерт или важная встреча — ночью она садилась за работу. Эти часы были святыми для нее. Она была композитором от Бога, личность, и у нее была работоспособность, присущая поистине великим людям.

В тот день, когда Газизы Жубановой не стало, родные увидели на рояле последние нотные наброски. Это был романс на стихи Марины Цветаевой «Прощание».

Недавно на карте столицы появилась улица имени Азербайжана Мамбетова. Есть улица имени Ахмета Жубанова. Имя Газизы Жубановой носят улицы в нескольких городах Казахстана. Хорошо бы и в Астане назвать улицу именем этой удивительной женщины.

 

Статьи по Теме

Back to top button