НовостиОбществоЭкономика

Госзакупки: что нового в законе?

С введением измененного закона по вопросам госзакупок органы аудита Астаны организовали цикл совещаний по разъяснению применения новых норм.

В акимате Астаны для представителей более 200 организаторов госзакупок, заказчиков Управлением активов и государственных закупок Астаны совместно с Комитетом внутреннего государственного аудита МФ РК и Департаментом внутреннего государственного аудита по Астане был проведен семинар-совещание по разъяснению Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственного сектора».

— Мы видим системные нарушения, как, например, завышения в техспецификациях, необоснованное отклонение потенциальных поставщиков. Поэтому нам нужен конструктивный диалог. Мы не карательный орган. Наша цель — разъяснить законодательство и достичь нулевой терпимости по нарушениям, — заявил заместитель руководителя Департамента внутреннего госаудита по Астане Бауыржан КАБДЫРАШ.

Основная цель изменений законодательства заключается в снижении коррупционных рисков, сокращении доли закупок из одного источника, снижении случаев необоснованного демпинга, обжаловании конкурсов. Кроме того, вводятся нормы, направленные на повышение требований к квалификации и ответственности поставщиков, качеству товаров. Об этом подробно рассказал на встрече руководитель отдела камерального контроля Департамента внутреннего аудита по Астане Талгат ИСАХМЕТОВ.

Требования честности
В новом законе уточняется понятие «демпинговая цена», прописываются критерии. Не секрет, что зачастую участники госзакупок в погоне за заказами необоснованно снижают цены, а после предоставляют различные аргументы по причинам роста затрат, заключая допсоглашения, или недовыполняют договорные обязательства. Во избежание таких системных явлений в законе предусматривается установление порогов, ниже которых снижение цены не допускается.

По строительно-монтажным работам порог установлен в 10%, по проектированию (ТЭО, ПСД) — 15%, по услугам технадзора — также 15%. А вот по работам комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства снижение вообще не допускается. При этом дополнительным критерием при выборе поставщика становится его финансовая устойчивость, а не скорость подачи заявки. Она будет определяться по таким параметрам, как уплаченные налоги, наличие оборотных и основных средств, фонд оплаты труда.

Попытались в законе ограничить активность профессиональных жалобщиков, для которых срыв закупок приносит выгоду. Зачастую они подают заявки для получения доступа к информации по другим участникам. Сейчас тем потенциальным поставщикам, которые не внесли обеспечение конкурсной заявки, запрещен просмотр документов других участников. Кроме того, жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуждении конкурсной документации, приниматься не будут. Не удастся приостановить срок заключения договора третьим лицам, не участвовавшим в закупках.

Закупки из одного источника скорректированы
Приятная новость для закупщиков с небольшим бюджетом. При закупках из одного источника увеличена пороговая сумма со 100 до 500 МРП (с 252500 до 1262500 тенге). Это характерно для детских садов, школ, поликлиник, больниц, интернатов, домов престарелых. В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов данный порог увеличивается до 3 тысяч МРП (7575000 тенге). Для сельских акиматов данная норма будет действовать до 2021 года, на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.

Кроме того, при закупках способом запроса ценовых предложений (до 1000 МРП) заказчикам дается право указывать желаемые фирменные наименования товаров. Считается, что такая норма позволит получать более качественные товары.

С другой стороны, в законе предусмотрена норма по ужесточению причин для закупа из одного источника, из 53 оснований закупа исключаются пять. Кроме того, устанавливается обязанность заказчиков проводить повторные госзакупки в случае признания их несостоявшимися.

Централизация и единообразие
В СМИ порой публиковались сообщения о странных, порой необоснованно дорогих закупках на уровне региональных органов. Новый закон обязывает придерживаться единообразия. Для этого Минфин разграничил перечни товаров, работ и услуг по районному, областному, республиканскому уровням, закупаемых через единых организаторов.

Теперь централизованные закупочные органы будут закупать не по отдельности, а сразу для нескольких заказчиков. Предусмотрены нормы, позволяющие объединять мелкие закупки в один крупный лот. Это даст возможность стандартизировать закупки и загружать производственные мощности бизнеса на большие объемы.

Для поддержки отечественных производителей на уровне Правительства предусмотрен ряд мер. В частности, устанавливается компетенция Минфина по составлению перечня отдельных товаров, работ и услуг, при госзакупках которых поставщику могут предъявляться дополнительные требования.

Ради повышения ответственности
В очередной раз предпринимается попытка облегчить доступ к контрактам добросовестным исполнителям.

В частности, в строительной сфере закупки работ будут осуществляться только посредством конкурса с предварительным квалификационным отбором. Квалификационные требования, предъявляемые потенциальным поставщикам, гласят о необходимости у них материальных, трудовых и финансовых ресурсов, достаточных для исполнения обязательств по договору госзакупок. Много тонкостей и в обозначении квалификации персонала, в соответствии товаров конкретным стандартам или ожидаемым функциональным свойствам. Кроме того, теперь предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы на субподряд, уменьшены с 2/3 до 1/2.

Некоторые изменения коснутся и закупок квазигоссектора. Минфином утверждаются единые правила закупок субъектов квазигоссектора, за исключением Фонда «Самрук-Казына». При этом все закупки будут переведены в электронный формат. Кроме того, установлено ограничение на участие в госзакупках и закупках квазигоссектора юридических лиц, зарегистрированных в офшорах. За нарушения правил закупок может последовать административная ответственность работников квазигоссектора.

Ольга ФЛИНК

 

Метки
Показать больше

Похожие статьи

Закрыть