КультураНовости

Гуманизм в кадре

Фотоработы на выставке «Неожиданный ракурс» позволяют увидеть красоту в обыденных вещах, в том, что окружает постоянно. Кто-то из фотохудожников пытается разглядеть душу, кто-то фиксирует взгляд на одежде. И все это разнообразие ракурсов собрано в галерее ForteBank Kulanshi ArtSpace.

По словам организаторов, художественная фотография сегодня стала одним из главных катализаторов развития современного искусства. Порой непросто определить, что делает фотографию искусством, ведь каждый, имея смартфон, может сделать неограниченное количество снимков. Однако лучшие фотопроизведения создаются так же тщательно, как и картины, и выделяются благодаря своим деталям, композициям, сюжетам. Современные авторы считают, что фотография с середины прошлого века перестала быть просто иллюстрацией, постепенно она становится концептуальным искусством, в котором важна не столько красота, сколько идея.

Собственное видение эстетики в человеке, вещах, ситуациях представили польская фотохудожница Марта ВИЕЧОРЕК и группа молодых казахстанских авторов, которые впервые выставлялись вместе. Таким образом соединились впечатляющие мгновения из жизни жителей разных стран, красоты природы и ландшафты. Одна из задач вернисажа — показать людям, как удивителен и хрупок мир и как многое в нем достойно заботы и исследования.

— Часто фотографы замечают то, чего не видят другие люди. В силу своей занятости мы порой не видим красоту, которая находится вокруг нас. В рамках продолжения проекта «Диалог искусств» в нынешнем году в качестве зарубежного мастера выступает польская фотохудожница Марта Виечорек, а с казахстанской стороны — группа молодых фотографов, работы которых на конкурсной основе отобрали эксперты. Но, несмотря на возраст, наши ребята самодостаточны, у них есть своя точка зрения, своя концепция видения любви, человека, гуманности, — говорит председатель кураторского совета центра современного искусства «Куланши» Лейла МАХАТ.
Черно-белые и цветные снимки Марты Виечорек с красноречивыми названиями «Бремя», «Сильное желание», «Схватить и дать умереть», «Мелодия случайных встреч», созданные ею во время путешествий по разным странам в течение последних четырех лет, посвящены размышлениям на тему одиночества, бедности, хрупкости человеческого бытия, особенностям другой жизни. Монохромные изображения колоритных представителей народов Непала, Макао, Южной Кореи, Китая вносят остроту в визуальный ряд выставки. Художница дарит зрителям возможность окунуться в атмосферу далеких стран, поближе узнать жизнь других народов, увидеть неизвестные краски чужой жизни.

Центральными фото второй части экспозиции стали работы Оспана АЛИ «Отец природы» и «Этноказах». Автор говорит, что несколько лет работал маркетологом, финансистом, но постепенно увлечение фотографией переросло из хобби в профессию.

— Для меня важно показать Казахстан в лицах прос­тых людей, потому что они являются отражением страны. Здесь представлены снимки, сделанные во время пребывания в Каркаралы, Коргалжынском заповеднике, Туркестане, других местах. Мне хочется донести красоту просторов нашей страны до зрителей, сохранить образы, которые постепенно в обществе забываются, напомнить людям об исчезающих животных, занесенных в Красную книгу Казахстана, — пояснил Оспан Али.

По настоянию друзей он отправил заявку на конкурс и несколько фотографий. Интересно, что наиболее полюбившиеся зрителям снимки сделаны в рабочем порядке — во время командировок, пресс-туров. Так, портрет охотинспектора Ерлана Нургалиева с сайгачонком в руках после трагедии облетел все СМИ страны. Фотография егеря, погибшего от рук браконьеров, стала символом защитников природы.
Другая работа, «Соседки», отражает легкую тоску по тем ажекам, бабушкам, которые пекут пирожки, угощают конфеткой с налипшими крошками из кармана фартука.

— Сейчас наши бабушки — это красивые, ухоженные дамы, а не те уютные, в платочках, с натруженными руками, — говорит Оспан Али. — Я очень обрадовался, когда на дне рождения Астаны увидел такую компанию ажешек, напомнивших моих аульных соседок.
Фото с суровым мужчиной на фоне горы моркови — результат рабочей съемки в овоще­хранилище в Костанайской области.
Также настоящая жизнь, но уже с моментами нежности, романтичности, первой любви — в творениях 17-летней Анель КУРБАНОВОЙ «Останься», «Твой зая», «Подземка», «У солнца».

— Мне важна натуральность. Если присмотреться к изображениям, то можно заметить, что лица моих моделей — без ретуши, видны веснушки, неровности. В этом, по-моему, заключается настоящая природная красота, искренность. Люблю делать портреты, потому что в них виден характер. Фотография может передать внутреннее состояние правдиво, без слов, которые искажают правду чувств. Я при съемке намеренно избегаю наиг­ранного позирования и улыбок на камеру. Вокруг нас, в соцсетях и так слишком много фотошопа, искусственности. Эти надутые губы, втянутые щеки убивают, — считает фотохудожница Анель Курбанова.
Автор триптиха «Прощальный стол» Жаксылык БАЙГАЗЫ признался, что несколько лет назад планировал уехать из Казахстана.

Напоследок он решил запечатлеть простые, повседневные вещи. Остатки продуктов на столе, снятые рукой мастера, превратились в произведения фотоискусства.

— Мне помогает то, что я неплохо рисовал в детстве. Однако в жизни важно уметь видеть. Думаю, что в школе нужно учить именно видению прекрасного, а не точности передачи изображения. Со времен Ван Гога реализм перестал быть актуальным, во главе стоит оригинальная авторская идея, — считает Жаксылык Байгазы.

Одежда, как способ самовыражения, одежда, которая живет вместе с хозяином, отдельно от хозяина — главное действующее лицо серии фотографий «Модные люди». Как пояснил автор Данил ПОТАПОВ, эти снимки отражают пестроту жизни, вкусовые разночтения.

— Я люблю уникальных людей, со своим стилем, с выражением индивидуальности. Мне хотелось показать публике красивые образы. Порой фотография не должна нести какой-то смысл, иногда это просто эстетика. Возможно, изначально художник и не вкладывает определенного смысла, а потом, в ходе обсуждения с кем-то возникает история. Но сейчас модно не прописывать финал, зрители додумывают сами, — говорит Данил Потапов.

Фотовыставка «Неожиданный ракурс» продлится до конца лета.

Метки
Показать больше

Дана Аменова

Журналист

Похожие статьи

Закрыть