Алихан Куатбеков: «Оказывая платные сервисные услуги КСК нарушают закон!»

8 Ноября 2016 / 1094 / ()
Алихан Куатбеков: «Оказывая платные сервисные услуги КСК нарушают закон!»

Проблемы жилищного хозяйства всегда остро интересуют жителей столицы. Гость «Вечерней Астаны»  руководитель Управления жилищной инспекции города Алихан КУАТБЕКОВ рассказал,  с какими жалобами чаще всего астанчане обращаются и какие меры будут приняты для улучшения ситуации.

KBB_0710.JPG

- Алихан Жумаханович, расскажите, сколько КСК и других организаций сегодня обслуживают дома в столице?
- На сегодняшний день на территории города расположено 2392 многоквартирных жилых дома, их обслуживает 419 организаций. Из них КСК - 205, ТОО - 183, ИП, ПК и других объединений - 31.
- Какой тариф на услуги этих компаний?
- Средний тариф составляет 45 тенге, минимальный - от 20 до 35 тенге, максимальный - от 80 до 150. Но максимальный тариф установлен только в пяти процентах организаций.
Согласно анализу, оптимальный тариф на эксплуатационные расходы, который позволяет обслуживающим организациям эффективно работать, составляет для                    пятиэтажного дома 45-60 тенге, для дома повышенной этажности со сложной инженерной инфраструктурой, лифтами - 60-90 тенге.
- Как часто и на что жалуются жители столицы?
- Из года в год жалоб меньше, к сожалению, не становится. За девять месяцев в жилищную инспекцию поступило 2957 обращений. Люди жалуются на протекающую кровлю, разрушение фасада, удручающее санитарное состояние подъездов и так далее.
Около 40% вопросов, поступающих от жильцов, касается сдачи застройщиками и КСК технических этажей и подвальных помещений в аренду. Доход при этом не используется по целевому назначению. Это общее имущество дома, и им нельзя распоряжаться без согласия жильцов, но чтобы жители дома могли влиять на это, им надо зарегистрировать кондоминиум. Тогда они становятся полноценными хозяевами и могут подать на КСК и застройщика в суд.
Регистрация кондоминиума требовалась в 2056 домах. Благодаря нашей целенаправленной работе с жильцами сегодня зарегистрировано 1783 дома - это 86%. Еще не зарегистрированы 273 дома. Тем не менее, Астана по регистрации кондоминиумов среди регионов республики занимает первое место.
Сейчас все административные барьеры сняты, действует упрощенная процедура по регистрации кондоминиума. Думаю, до конца года мы доведем этот процесс до логического завершения.
- Астанчане высказывают нарекания и по поводу квалификации работников КСК. С другой стороны, зарплата в кооперативах низкая, поэтому туда не идут работать высокопрофессиональные электрики, сантехники и так далее. Какой выход из этой ситуации вы видите? 
- Недостаток квалифицированных специалистов, отсутствие материально-технической базы - это одна из основных проблем в работе КСК и обслуживающих организаций. С другой стороны, КСК, согласно действующему законодательству, не должны заниматься коммерческой сервисной деятельностью, так как они являются общественными объединениями, тем самым они нарушают закон.
Чтобы решить проблему, необходимо передать коммерческие функции КСК сервисным управляющим компаниям. КСК заключают договоры с этими компаниями, а те оказывают им услуги. На сегодняшний день КСК города заключили договоры с 18 сервисными управляющими компаниями, они сотрудничают уже второй год. При этом сервисные управляющие компании достойно справляются со своими задачами, так как имеют квалифицированных специалистов, полную материально-техническую базу, в том числе аварийную службу.
Из расчета, что в столице насчитывается 2392 многоквартирных жилых дома, для их обслуживания необходимо 45-50 таких компаний. При этом наиболее оптимальная цена на их услуги составляет от 40 до 50 тенге за квадратный метр, это с учетом того, что на обслуживающую компанию будет приходиться до 40 домов.
Кроме того, мы считаем, что в действующее законодательство нужно внести поправки и прописать требования к обслуживающим организациям. То есть из расчета количества квартир, которые они обслуживают, в организации должно быть в штате достаточно квалифицированных специалистов разных профилей. Тогда с рынка уйдут нерадивые обслуживающие организации в лице одного председателя, которые не могут решить реальные проблемы жильцов, а лишь привлекательны своими низкими тарифами.
- Как обстоят дела с лифтовым хозяйством?
- Люди пишут нам жалобы на частую остановку лифтов, при этом жители иногда вынуждены дожидаться помощи по 40 минут и дольше, а это опасно. 
В лифтах зачастую не работают либо отсутствуют кнопки обратной связи, из-за этого ребенок либо пожилой человек, у которого нет сотового телефона, не может своевременно вызвать помощь. Хотя обслуживающая компания после нажатия кнопки аварийного вызова обязана в течение максимум 15 минут прибыть на место и начать работу по вызволению человека.
К сожалению, это происходит из-за того, что на рынке существуют фирмы-однодневки. Они привлекательны для людей тем, что предлагают тариф на пользование лифтом, к примеру, в размере 1200-1500 тенге с квартиры. А у надежных специализированных компаний действуют тариф 7-9 тенге за подъем и чиповая либо карточная система. Люди думают, что выгоднее платить фиксированную плату и кататься на лифте без ограничений. На самом деле это не так. Объясню почему.
Электричество, которое расходуется на работу лифта, оплачивается всеми жильцами дома в рамках общедомовых нужд. А деньги за пользование лифтом идут на оплату услуг обслуживающей лифтовой компании. Если в вашей квартире проживают два человека, а в соседней - 20 квартирантов, вы в рамках ОДН платите и за их поездки на лифте. Вам это невыгодно. Когда вы используете лифтовую карту или чип, вы платите только за свои собственные поездки, и ваши расходы на ОДН снижаются, так как пользование лифтом ограничивается. Да и механизмы лифта целее будут, чем если им пользоваться без ограничений.
У этих фирм-однодневок нет необходимой материально-технической базы для обслуживания лифтов, собственных профессиональных специалистов, либо эти специалисты имеют низкую квалификацию. При возникновении аварийных ситуаций они вынуждены привлекать сторонних специалистов, из-за этого затягивается срок устранения неполадок. Они не проводят своевременное техническое обслуживание механизмов лифта либо осуществляют его ненадлежащим образом, что приводит к преждевременному выходу лифта из строя. 
Срок службы лифта - 25 лет, при неправильной эксплуатации этот срок снижается в два раза, и жильцам потребуется собрать деньги на восстановление основных конструкций, иначе его использование представляет угрозу для жизни. Поэтому мы рекомендуем всем жильцам при выборе обслуживающей компании в первую очередь обращать внимание на ее материально-техническую базу и профессионализм кадров.
- Как решается проблема восстановления аварийных домов?
- Ежегодно нами проводится техническое обследование жилфонда города. Выявлено 507 многоквартирных домов, требующих капитального ремонта. Аварийными были признаны 228 домов, из них более 100 уже снесены, более 50 домов с 2011 года отремонтированы в рамках Программы модернизации ЖКХ. 
Это хорошая программа: государство дает необходимые на ремонт дома средства в долг без процентов, а жители их потом возвращают планомерно в течение 7-10 лет. При этом для малоимущих и пенсионеров существуют жилищные пособия, и они возвращают в итоге малую долю долга. 
В будущем году по этой программе планируется отремонтировать еще девять домов, на это из местного бюджета будет выделено 350 млн. тенге.
Вообще, на данный момент, согласно техническому состоянию, ремонт - раз в 25 лет, а необходимо отремонтировать 1130 домов. Если сегодня не предпринять никаких мер, то к 2040 году эта цифра может перевалить за 2000.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Мансия Сакенова

Мансия Сакенова