Прима-балерина театра «Астана Опера» Айгерим Бекетаева: «Балет стал смыслом моей жизни»

24 Декабря 2016 / 574 / ()
Прима-балерина театра «Астана Опера» Айгерим Бекетаева: «Балет стал смыслом моей жизни»

Эта обаятельная, целеустремленная девушка с раннего детства усердно трудилась, чтобы воплотить мечту и стать балериной. В свои 25 лет она является лауреатом международных конкурсов, лауреатом премии Фонда Первого Президента РК в области культуры и искусства, примой столичного театра «Астана Опера». Сегодняшняя гостья «Вечерней Астаны» - известная казахстанская артистка балета Айгерим БЕКЕТАЕВА - откровенно рассказывает о закулисной жизни и обратной стороне самой грациозной и изящной профессии.

- Айгерим, расскажите, с чего начинался ваш путь в ведущие солистки балета.
- После третьего класса мама привела меня поступать в Алматинское хореографическое училище имени А. В. Селезнева. Тогда я не ставила перед собой цели непременно поступить, мы просто хотели попробовать свои силы, попытать счастья. В результате, поступив туда, я восемь лет провела в стенах учебного заведения. 
Ежегодно там проводились традиционные отчетные концерты. На такой творческий вечер однажды приехал главный балетмейстер Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой Турсынбек НУРКАЛИЕВ. После окончания концерта я получила приглашение поработать в Астане. Переехала в столицу и три года прослужила в театре им. К. Байсеитовой. 
В 2013 году открылся театр «Астана Опера», в который я перешла по конкурсному отбору на должность ведущей солистки. Сейчас работаю под руководством нашей наставницы, художественного руководителя балетной труппы театра Алтынай Асылмуратовой. В общем, балет стал смыслом моей жизни. 
- С каким спектаклем вы выступили недавно в Большом театре Беларуси? И что планируете показать на предстоящих гастролях в России?
- Наш театр и Большой театр Беларуси подписали меморандум о сотрудничестве с целью обмена опытом между ведущими солистами. В Минске мы показали спектакль «Лебединое озеро» Петра Чайковского, где со мной танцевал наш новый солист Олжас ТАРЛАНОВ. Он приехал из Мюнхена, работал девять лет в Германии, а недавно вернулся на родину. 
В феврале 2017 года мы со всей балетной труппой поедем на гастроли в Санкт-Петербург, где выступим в легендарном Мариинском театре. Это очень ответственно. В культурной столице России мы представим балет «Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Ролана Пети, премьера которого у нас состоялась в прошлом сезоне. 
Хочу поблагодарить наше руководство за предоставленную возможность прикоснуться к этому шедевру. Наш репертуар пополнился еще одним сокровищем мировой хореографии. Это дало нам возможность освоить уникальный хореографический стиль выдающегося балетмейстера ХХ века Ролана Пети. Я буду исполнять роль Эсмеральды. В ее образе мне интересно передать зрителям эмоциональную и техническую часть. 
- В знаменитом спектакле «Лебединое озеро» какая из героинь вам больше импонирует? 
- Этот спектакль заслуживает особого внимания, поскольку надо показать белую и черную лебедь. Одетта мне ближе по характеру и по внутреннему миру. А Одиллия интересна тем, что дает новые эмоции, ведь хочется попробовать себя и в противоположной роли. 
На самом деле этот спектакль сложен тем, что в других постановках ты передаешь единственный образ, а здесь героини по характеру и по внешности совершенно разные.
- Работая с известными постановщиками, случается, что вы меняете хореографию под себя?
- Мне интересно работать с разными балетмейстерами, перенимать ценный опыт, брать от них что-то. На сегодняшний день я являюсь приглашенной солисткой театра Бориса Эйфмана. Мы вместе гастролировали в нескольких городах Англии, Венгрии, объездили всю Испанию. Ранее они не приглашали иностранных артистов. Это говорит о том, что казахстанский балет уже не уступает российскому или европейскому. 
- У вас не возникало желания попробовать себя в других видах танца, помимо классического балета?
- На сегодняшний день в репертуаре нашего театра, помимо шедевров мировой балетной классики, есть сов­ременные и неоклассические спектакли, такие, как «Роден», «Собор Парижской богоматери» и другие. Я сейчас нахожусь в состоянии поиска, когда интересно все. Хотелось бы попробовать себя в разных образах в новых постановках, которые идут по всему миру, но все-таки придерживаюсь классических рамок.
 - Что помогает вам виртуозно делать фуэте или совершать высотные прыжки на сцене?
- Для того чтобы зрителям все виделось легко и непринужденно, мы проводим много часов в зале, оттачивая каждое движение. Задача ведущего солиста в том, чтобы, держа образ, он вынес всю хореографическую технику, плас­тику так, как было задумано балетмейстером. 
Каждым своим движением солист раскрывает образ своего героя, его чувства и эмоции. В балете существуют специальные жесты, которые передают сюжетную линию. А внутреннее состояние открывает возможности сделать сложные элементы. Актерское мастерство и хореографическая техника совместно помогают нам воплотить нужный образ. Каждый раз, когда выходим на сцену, мы все стараемся прив­нести свои эмоции.
- Чем жертвует женщина, выбирая профессию балерины?
- Наверное, в первую очередь, детством. Все дети играют, а ты не можешь, надо заниматься. Хотя, если профессия человеку нравится, то он ничем не жертвует. При желании все можно успеть сделать. 
В балете нужно быть трудолюбивым. Иногда бывает трудно заставить встать себя утром и повторить все элементы заново. Такой ежедневный труд не каждый выдержит, но мне помогает любовь к балетному искусству.
- Правда ли, что балерины постоянно придерживаются диет? 
- Я всегда считала, что я не склонна к полноте. Тем не менее необходимо питаться натуральными продуктами, поддерживать себя витаминами. Мама часто перемалывает мне сухофрукты. Существуют определенные суточные нормы, которых мы придерживаемся. 
Я ем все, что требует организм, не ограничивая себя. Пос­ле отпуска, когда полностью расслабляешься, приходить в форму достаточно непросто, но я никогда не держала никаких диет. Я могу за троих съесть! (Смеется).
- Как вы думаете, что значит балет для современного общества? 
- Что приятно, сейчас у нас появились преданные пок­лонники. Мне бы хотелось, чтобы зрители не стеснялись выражать собственные эмоции, делились впечатлениями, которые они получают от спектакля. Аплодисменты и слова благодарности, которые они говорят нам после окончания спектакля, - это та оценка, ради которой мы усердно работаем. 
Нам также интересно узнать, понравился ли сегодняшний образ или нет. Было бы здорово пообщаться с ними по этому поводу. Мне кажется, мы со временем придем к тому, что должен быть налажен контакт между зрителями и артистами. Например, активные московские, петербургские зрители знают солистов по именам, могут даже рассказать, у кого из исполнителей что не получилось.
- Вы ровесница независимости, что вы можете сказать о развитии казахстанского балета за двадцать пять лет?
- Я родилась в замечательное время, в год, когда наша страна обрела независимость. Просмат­ривая архивные видео, слушая наших руководителей, рассказы своих родителей, бабушек, дедушек, понимаешь, как им было тяжело. Какие раньше были сложные времена, был холод и голод. Я родилась ровно двадцать пять лет назад и счастлива, что в наше время открываются большие возможности. 

Беседовала 
Дана АМЕНОВА

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.