Серик БУКСИКОВ: Город должен говорить с людьми

28 Февраля 2017 / 305 / ()
Серик БУКСИКОВ: Город должен говорить с людьми

Столичный обыватель представляет левый берег как ультрасовременный и не обжитый. Правый - из-за советских построек и невозможности осуществлять трансформацию - архаичным и неуютным. В итоге Астана, как самый современный город в Казахстане, местами представляет собой мегаполис с разной динамикой развития. Решить эти противоречия призван дизайн-код столицы, считает гость «Вечерней Астаны» Серик БУКСИКОВ.


Из досье: С. Буксиков - независимый художник, креатор, галерист, мастер художественного перфоманса, член Союза художников РК. В 2000 году работал в проекте «Миллениум Пати» в составе творческой группы при акимате Астаны. Автор бренда «ONtustik». С 2010 года организовал ряд персональных выставок, ближайшая прошла в августе 2016 года в Вене. Участник международных арт-ярмарок в Будапеште, Сингапуре, Сеуле, Роттердаме и др.
- Серик Марксович, и все же объясните популярно, зачем Астане нужен дизайн-код? 
- Дизайн-код - это брендбук с правилами оформления улиц, который сделает город интересным, избавит его от неэстетического оформления, нагрузит необходимым смыслом, сформирует стиль и через это поставит нашу столицу в один ряд с самобытными городами мира.
- Территориальный брендинг - вид дизайна, набирающий сегодня стремительную популярность. Расшифруйте его в двух словах?
- Это создание образа, который был бы понятен и запоминаем. Объясню на примере, который я ощутил на себе, когда
изучал этот вопрос.
Меня как-то заинтересовал абсолютно неэстетичный, но функциональный бренд столицы Дании. Копенгаген - вроде город, который не должен запоминаться в моем сознании как человека, живущего в Алматы. Но, тем не менее, они сделали так, чтобы я его запомнил, увеличив в названии столицы частичку ОРЕN - cOPENhagen. Когда я забываю название города, я не могу забыть слово OPEN. Разработчики, скажем так, даже меня коснулись. В этом и заключается суть территориального брендинга - когда находишь вещи, которые другим становятся понятны и узнаваемы, становятся ближе и теплее, они попадают в сферу восприятия любых людей. Это и есть закрепление образа территории.
- Вам удалось в своей практике придумать что-то подобное?
- Помните, в советское время был такой значок «Сделано в СССР» - знак качества. Это не просто значок - это целая инфраструктурная система, которая направлена на повышение качества промышленных товаров.
В общем, я разработал эту систему для Южно-Казахстанской области. Она называлась «ONtystik өнім». ОҢ в переводе с казахского «качество». Я разработал систему ON - правое включение, которое знакомо всем и есть на кнопке любого телефона и пульта телевизора. С одной стороны правый - это правильный, с другой - и для бангладешца, японца или американца тоже понятно, что это позитив.
- Правда ли, что от дизайнера может зависеть успешность целого региона?
- Да, но это не значит, что бренд надо лепить везде. Многие делают большую ошибку и путают его с логотипом. К примеру, с этим столкнулись в Алматы, когда организовали конкурс на создание бренда туристической южной столицы. Я был в экспертной группе. Около 126 вариантов было представлено на конкурс, и ни один из них не был принят. На мой взгляд, Алматы уже есть в сердцах людей, это и есть бренд. Стилистика делается там, где есть острая необходимость.
В «ONtustik» мы пошли другим путем, определив четыре основных направления. Первое - работа непосредственно с акиматом, ведь власти необходимы свои символы, чтобы сообщения визуализировать в понятной и современной форме для человека. Все сообщения, идущие от власти в сторону народа, идут на уровне текста, и этот текст может расшифровать только специалист. Задача художника - трансформировать образ в более понятный. Художнику сделать это проще.
Следующими направлениями стали промышленность, туризм, инвестиции. 
Дело в том, что если территория обладает брендом, именем, которое привлекает внимание, которому доверяют, то такая территория будет к себе привлекать инвестиции в широком смысле слова. Поэтому, разрабатывая визуальную составляющую инвестиционных проектов (инвестиционные форумы, к примеру), нужно было создать пространство таким образом, чтобы человек, у которого есть инвестиции, понял: эти люди разбираются в современных трендах. 
Или в туризме. Создать такую систему визуальных элементов, чтобы туристам было удобно, понятно передвигаться на этой территории.
Представьте, что вы турист из Германии или Японии, не знаете русского, возможно, и английского. Если бы я не знал задач территориального брендинга, написал бы вывески на английском, казахском и русском языках, которые японский или немецкий турист не поймет. 
А территориальный брендбилдер, он понимает нужду: берет и рисует узнаваемый элемент, который уже когда-то где-то попадался туристу на глаза. Конечно, вся работа не сводится к рисованию знаков, но landmarks туристических объектов воспринимаются лучше, чем текст. 
- Наша столица нуждается в брендинге?
- В Астане, может, надо делать брендинг (пауза)…
- Вы пока еще не определились?
- Нет, надо делать. Но его не надо делать архаичным. Если сейчас кто-то начнет рисовать тулпаров, архаичные символы  здесь не приживутся. Архитектор Астаны не предусматривал архаичных элементов нашей культурной жизни как основные. Тут два стиля нужно как-то «поженить»: левый и новый город очень «геометричны», а остальная часть - безликая. Мне повезло стать членом совсем недавно созданного Совета по устойчивому развитию Астаны и астанинской агломерации. В частности, пришла мысль представить акиму столицы идею создания дизайн-кода Астаны.
- Вы уже познакомились со столицей поближе?
- Да, и меня, например, поразили улицы города следующим: к примеру, по центральному проспекту Сарыарка есть современные дома, где нижние этажи оформлены бездарно, вывески парикмахерских, пунктов проката, магазинов налеплены впритык.
Вы живете в столице, где четко и грамотно выверена архитектура, а первые этажи напоминают базар или колхоз. Я даже выложил фотографии в своей презентации на заседании совета.
Правый и левый берега столицы сильно отличаются по стилистике. И невозможно сделать так, чтобы притянуть за уши правый берег и сделать его стилистически как Левобережье. Но нельзя забывать про жителей, живущих в старой части города, чтобы они себя чувствовали забытыми, только потому, что они живут в пространстве, которое нельзя подвергнуть модернизации.
- Какие у вас чувства к Астане?
- Здесь очень много молодежи и очень много надежд. Есть города, где пространство не справляется с наплывом маргиналов со всего Казахстана, которые не успевают окультуриться. Здесь этого нет. Люди здесь живут будущим, и это мне, честно признаться, нравится.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Шолпан Акбалаева

Шолпан Акбалаева