Возвращение Орфея

2 Мая 2017 / 335 / ()
Возвращение Орфея

Батыржан СМАКОВ - обладатель уникального оперного голоса. Он контратенор, исполняющий старинную музыку эпохи барокко. Около семи лет назад уехал в Италию, поступил в престижную Академию оперного искусства города Озимо. За эти годы успел поработать дирижером церковного и оперного хора, объехать с концертами всю Италию, окончить магистратуру в консерватории Россини города Пезаро и собрать аншлаг в «Астана Опера».

Уникальные вокальные данные позволяют Батыржану Смакову изящно скользить по нотам музыкальных шедевров Моцарта, Генделя, Россини, других композиторов, творивших в средние века. Музыка эпохи барокко - особенная, с удивительной по своей красоте и гибкости мелодикой. Батыржан Смаков, пожалуй, единственный оперный певец в Казахстане, кто исполняет музыку данного направления. Чтобы  исследовать  ее, глубже понять истоки, природу и тонкости исполнения, уехал в Италию и уже через несколько лет покорил итальянскую публику.  По личному приглашению Айман МУСАХОДЖАЕВОЙ стал педагогом КазНУИ. Преподавание в университете Батыржан планирует совмещать с работой солиста в «Казахконцерте», куда его пригласила руководитель Салтанат СЕЙДИМБЕК.

- Батыржан, с какими чувствами приехали в Казахстан?

- С самыми приятными и волнительными. Еще в прошлом году мне поступили предложения работать в Астане, и после окончания магистратуры я принял решение трудиться здесь. 
- Мы беседовали перед вашим отъездом на учебу в Италию. С тех пор прошло семь лет, у вас за плечами  определенный жизненный и творческий багаж, вы стали известным. Что лично для вас изменилось за это время?
- Начнем с того, что в 2007 году я поступил на отделение вокального искусства и хорового дирижирования КазНУИ. С конца второго курса начал работать в Госфилармонии Астаны. В 2010 году выиграл конкурс вокалистов в Санкт-Петербурге и в тот же год познакомился с Аллой СИМОНИ - педагогом, ставшим ключевым в моей жизни. Понемногу  начал собираться в Италию, много готовился, были, конечно, материальные трудности. Я не представлял, как реализую себя в другой стране, на родине оперы, где очень сильная конкуренция. Сейчас уже немного по-другому смотрю на это, но тогда были разные мысли и волнения. В общем, в 2011 году я уехал в Италию и поступил в Академию оперного искусства города Озимо. Это не было какой-то программой, не был «Болашак». Из 28 абитуриентов приняли примерно половину.  По приезду в Италию все изменилось, я стал еще больше заниматься. Все-таки перспективы Европы очень стимулируют. Сравнительно быстро удалось интегрироваться в новую среду. Буквально через два месяца я уже выступал во Флоренции. 

- Чем отличается учеба музыке в Европе от того, как это устроено у нас?
- Наверное, тем, что все делается сообща, тесно. Занятия в Озимо проходили по типу мастер-класса. Приезжает педагог, вся академия собирается и слушает выступления каждого студента. Это важно в психологическом плане, привыкаешь к аудитории и сильнее замечаешь свои промахи.  Нужно было приходить на занятия очень подготовленным: знать композиторов разных эпох, стилей, технику исполнения, уметь интерпретировать произведения. На том этапе мне нужно было элементарное знание итальянского языка.  Сначала было сложно. Когда учился в Астане, посещал языковой центр, уроки при Посольстве Италии в Астане, но нужен был другой уровень знания языка, более серьезный, академичный.
- Почему вы выбрали именно данное направление? 
- Мне всегда нравилась европейская классика. А барочная музыка обладает особой одухотворенностью. Ее исполняли в церквях и храмах. 
Музыка барокко - это целая история длиной в несколько веков, огромный пласт европейской культуры. 
- Вы контратенор. Подобный тип голоса среди мужчин встречается редко, его часто сравнивают с женским меццо-сопрано. Если бы вы были тенором или баритоном, выбрали бы другой репертуар и в целом направление?
- В Казахстане был один конт­ратенор - Эрик Курмангалиев, безгранично талантливый, феноменальный оперный певец. Контратеноров отличает то, что они могут исполнять женские оперные партии. В средние века это достигалось специальным путем. Именно кастраты пели женские партии, и это считалось необычным, некой экзотикой.  Безусловно, вокальные данные определяют репертуар, как и в моем случае. 
- Какие композиции сегодня в вашем репертуаре? 
- В основном старинная музыка. Мой педагог по канто-барокко говорит, что у музыки нет пола. В XV-XVII веках музыка еще была унифицирована, не было яркого и сильного разделения, что вот это женская, а это мужская песня.  Что касается духовной музыки, то это целый мир. Ее писали и Чайковский, и Рахманинов, и другие гении классики. Духовная музыка приводит к чему-то хорошему, очищает. Ее результат - некий катарсис, состояние нирваны, гармонии, умиротворения, как суры в исламе или мантры в буддизме. 
- За время учебы в Италии вы работали дирижером нескольких церковных хоров. Расскажите об этом опыте. 
- В 2012 году я стал дирижером церковного хора города Римини. Параллельно - вторым дирижером церковного хора Сан Николо. Нужно было как-то зарабатывать, жить. Это было удивительное время, мы ездили с концертами, выступали по всей стране.  Надо сказать, что тяга к музыке у итальянцев на генетическом уровне. Музыка у них как хобби. Поют многие. Невзирая на возраст, род деятельности, статус. В целом итальянцы очень добрые, отзывчивые, веселые, и мне было интересно работать. В 2015 году я сделал паузу, мне хотелось больше петь. Поступил в магистратуру Россини города Пезаро на дирижерское отделение в класс замечательного профессора, известного в Европе, Альдо ЧИККОНОФРИ. Все это время я жил в Римини - это в 30 км от Пезаро, на поезде: 20 минут. Уже в 2016 году я стал дирижером оперного хора в городе Риччоне. 

- Как вас воспринимали в Италии? Солист с азиатской внешностью, увлекающийся музыкой барокко…
- Ко мне всегда хорошо относились. Те, кто меня не знал, думал, что я китаец, филиппинец, японец  или даже из Бангладеша. Но всегда итальянцы воспринимали меня отлично. 
- Что вы делаете для сохранения голоса? 
- Специально для голоса ничего не делаю. Не пью и не курю. Встаю рано, сплю не более 8 часов. Бывает, что голодаю по сутки или трое, только пью воду для очищения организма. Иногда пью вино, но только натуральное. В целом веду здоровый образ жизни, много двигаюсь.
- Желаю вам такого же энергичного продвижения и на творческом поприще. 

Динара КУЛАКПАЕВА


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.