Рынок должен регулировать себя сам

30 Мая 2017 / 551 / ()
 Рынок должен регулировать  себя сам

С начала нынешнего года в республике изменены подходы к регулированию деятельности доминирующих субъектов рынка. Какие риски это несет для потребителей и как государство намерено бороться с необоснованным ростом цен в новых условиях? Об этом мы беседуем с руководителем Департамента Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики  по городу Астане Булатом ТАНАБЕРГЕНОВЫМ.


- Булат Амангельдие­вич, какие реформы ожидают сферу регулирования естественных монополий и защиты конкуренции в связи с реализацией Послания Президента РК «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»?

- В этом Послании Глава государства поставил задачу создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. Как подчеркнул Нурсултан Абишевич, третья модернизация является надежным мостом в будущее, навстречу целям Стратегии-2050. Она будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов». 

В числе ключевых приоритетов плана - 53-й шаг «Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствии со стандартами ОЭСР». В этом шаге отмечено, что обновленная служба должна ориентироваться на продвижение свободной конкуренции. В соответствии с поручениями Главы государства об изменении концепции работы антимонопольной службы с 1 января этого года в респуб­лике был отменен реестр доминантов. Таким образом, государство отошло от регулирования цен на услуги субъектов, занимающих на рынке доминирующее положение. В виде исключения во избежание резких скачков ценовое регулирование сохранено только по нескольким видам услуг на общественно значимых рынках, в том числе в столице это розничная реализация электроэнергии через ТОО «Астанаэнергосбыт» и розничная реализация сжиженного газа через ТОО «Цент­ральное газоснабжение города Астаны», перевозка грузов железнодорожным транспортом и услуги аэропортов на внутренних рейсах. В остальном рынок должен регулировать себя сам. 

Однако хотел бы отметить, что отмена ценового регулирования не означает, что тарифы на услуги доминантов могут необоснованно расти. Мы имеем все возможности, чтобы проверить деятельность доминирующих субъектов при резком повышении цен. В случае выявления необъективного роста тарифов будут применяться штрафные санкции и изъятие монопольного дохода, как это предусмотрено действующим законодательством. Так как штрафы довольно высокие и об этом все знают, субъектам рынка невыгодно нарушать антимонопольное законодательство.

- В этом году тарифы на коммунальные услуги в столице не повышались и остались на уровне прош­лого года. Могут ли они вырасти в ближайшее время?

- В соответствии с требованиями законодательства о естественных монополиях, в 2015 году для всех базовых субъектов естественных монополий, кроме АО «Астана-Энергия», нами были утверждены долгосрочные тарифы на 2016-2020 годы. Для АО «Астана-Энергия» ранее уже был утвержден среднесрочный тариф на трехлетний период, включая текущий год. В скором времени компания должна обратиться в наш департамент с заявкой на утверждение тарифа на пятилетний период, начиная со следующего года.Для «Астана су арнасы» по услугам водоснабжения и водоотведения был установлен тариф, который не будет изменяться с 2016 по 2020 год. По остальным субъектам (АО «Астана-Теплотранзит», АО «Астана-Региональная электросетевая компания», ТОО «Астанаэнергосбыт») в сфере тепло- и электроэнергетики начиная с 1 января 2016 года был предусмотрен ежегодный рост тарифов в размере 2-3% до 2020 года. 

Однако, как вы уже сказали, в конце прошлого года субъектами естественных монополий было принято решение об оставлении тарифов на уровне 2016 года. Прошлогодние тарифы на коммунальные услуги будут действовать до 1 июля 2017 года. В случае изменения тарифов субъекты естественных монополий, согласно законодательству, должны известить потребителей об этом за месяц. Но рост допускается только до уровня утвержденного долгосрочного тарифа на текущий год. 

Есть только два случая, когда долгосрочный тариф на услуги субъекта естественной монополии может быть пересмотрен в сторону увеличения в период его действия. Первое - при увеличении цен на стратегические товары, к примеру, для производства тепловой энергии - это уголь, газ, мазут, дизельное топливо, для водоснабжения - электрическая энергия и так далее. Второе - привлечение субъектом естественной монополии займов международных финансовых организаций.

Кроме того, хотел бы отметить, что утверждение тарифов на долгосрочный период производится нами вместе с обязательным утверждением инвестиционных программ и тарифных смет субъектов естественных монополий. Если какие-либо мероприятия инвестиционной программы не выполнены, а также более чем на 5% не освоены статьи расходов, предусмотренные в тарифных сметах, то нами вводятся компенсирующие тарифы, то есть платежи за услуги субъектов естественных монополий снижаются.

- Какие расследования в сфере защиты конкуренции проведены департаментом в этом году? 
- В текущем году департаментом проведено четыре расследования в сфере защиты конкуренции. 
По итогам проведенного расследования АО «Международный аэропорт Астана» было привлечено к административной ответственности на сумму 7 млн. 816 тысяч тенге за злоупотребление доминирующим и монопольным положением. Также у предприятия был изъят монопольный доход в пользу государства на сумму 57 млн. 317 тысяч тенге. Аэропортом было незаконно сокращено время бесплатной стоянки авто на прилегающей территории с 30 до 20 минут.

По результатам проведенного нами расследования за злоупотребление доминирующим и монопольным положением было оштрафовано на сумму 5 млн. 853 тысячи тенге ТОО «Зенит ТВК». У компании был изъят монопольный доход в сумме 49 млн. 225 тысяч тенге. Компания оказывает услуги по эксплуатации систем газоснабжения в Южно-Казахстанской области, однако в связи с тем, что она зарегистрирована на территории столицы, расследование проводилось нашим департаментом. 

За организацию ценового сговора в сфере оптовой реализации продовольственных товаров, в частности сахара, по итогам расследования были оштрафованы ТОО «Астык Логистик» на сумму 143715 тенге, ТОО «Astana Cargo Service» на сумму 946326 тенге с конфискацией монопольного дохода 1 млн. 511 тысяч тенге и ТОО «Мир круп» на сумму 143933 тенге.

По итогам расследования деятельности компаний по реализации гречневой крупы был также установлен ценовой сговор. Постановлением суда были привлечены к штрафу ИП «Кулатаева Рауза Салимжановна» на сумму 101416 тенге с конфискацией монопольного дохода в сумме 303360 тенге, ТОО «Мир круп» на сумму 16964 тенге, ТОО «Ай-Пак» на сумму 1686 тенге с конфискацией монопольного дохода 9361 тенге, ТОО «Дива» на сумму 57683 тенге с конфискацией монопольного дохода 639331 тенге, ТОО «Астык Логистик» на сумму 121837 тенге.

По результатам проведенных расследований в отношении компаний по сервисному обслуживанию жилого фонда ТОО «Астана Құрылыс Монтаж НС», ИП «Техсервис», ТОО «Компания Триумф Астаны» нами были направлены им три уведомления об устранении в действиях признаков недобросовестной конкуренции. На данный момент ИП «Техсервис» выполнил уведомление, ТОО «Астана Құрылыс Монтаж НС» и ТОО «Компания Триумф Астаны» нет, и в отношении них проводится расследование за нарушение антимонопольного законодательства. 


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Мансия Сакенова

Мансия Сакенова