Проблемы и сложности бюджетного планирования

20 Июля 2017 / 516 / ()
Проблемы и сложности бюджетного планирования

Насколько эффективно были использованы бюджетные средства в прошлом году? На этот и другие вопросы редакции «Вечерней Астаны» ответил председатель Ревизионной комиссии по городу Астане Галымжан МОЛДАШ, а также поделился замечаниями, возникшими во время анализа исполнения доходной и расходной частей местного бюджета.

- Галымжан Омиралиулы, расска- жите, пожалуйста, какие основные показатели были достигнуты бюджетом в 2016 году?
- По итогам 2016 года отмечается ди- намика роста основных социально-эко- номических показателей. Так, по дан- ным Департамента статистики города Астаны, ВРП города за девять месяцев 2016 года составил 3,5 трлн. тенге и увеличился по сравнению аналогич- ным периодом 2015 года на 17,5%. Вместе с тем по отдельным отраслям экономики наблюдается небольшой спад, например, в промышленности - на 0,1%, операциях с недвижимым иму- ществом - на 0,6%, оптовой торговле - на 1,2%.
- Как председатель Ревизионной ко- миссии какие вы можете отметить недоработки при формировании бюджета?
- Астана как динамично развива- ющийся город ежегодно увеличивает поступления как в доход республикан- ского, так и в доход местного бюджета. Так, собственные поступления в бюджет ежегодно увеличиваются на 19-20%, это примерно 200,7 млрд. тенге, что, конеч- но же, радует с одной стороны.

С другой, несмотря на рост социально-экономи- ческих показателей, остается практика утверждения достаточно пессимисти- ческого бюджета столицы с дальнейшей его корректировкой по фактическим по- ступлениям, то есть деньги появляются не в начале финансового года, а позже, это может быть и в первом, во втором, в третьем, четвертом квартале. Возникает риск некачественного освоения средств. Не секрет, что в погоне за освоением бюджета администраторы перечисляют значительные средства в счет авансовых платежей, тем самым увеличивая объ- емы дебиторской задолженности.
- Насколько администраторы бюджетных программ эффективно используют бюджетные средства? С чем зачастую связано неосвоение средств?
- Администраторы бюджетных про- грамм допустили увеличение объемов неосвоенных бюджетных средств на 38,4% по сравнению с 2015 годом - с 713,9 млн. тенге до 987,8 млн. в 2016 году. Тем не менее по затратам бюдже- та преимущественно обеспечено пол- ное исполнение. Правда, результаты аудиторских проверок Ревизионной комиссии свидетельствуют о том, что эффективное использование бюджет- ных средств и активов государства обе- спечивается не во всех случаях, в том числе и субъектами квазигосударствен- ного сектора. Учитывая, что бюджет развития столицы составляет 30,8%, в его реализации отмечаются отдельные системные недостатки. К примеру, все еще не решены вопро- сы развития инфраструктуры окраин города. 

Из-за недостаточной организации процесса управления проектами не удается обеспечить население столицы централизованным водоснабжением и водоотведением. Лишь от 38 до 87% городских жителей имеют доступ к централизованному водоотведению, тогда как количество непользующихся данными услугами составляет более 90 тыс. человек. Кроме того, в силу различных при- чин активы государства в виде завер- шенных объектов своевременно не передаются в коммунальную собствен- ность. Не в полной мере обеспечивает- ся эффективное использование земельного фонда столицы.
- Как, на ваш взгляд, необходимо решать эту проблему?
- Отчасти проблемы в сфере исполь- зования земельного фонда связаны и с пробелами законодательного харак- тера. Они приводят к неэффективному использованию земельных участков и, как результат, к недопоступлениям на- логов. Об этом я не раз подробно гово- рил на заседаниях постоянных комис- сий маслихата. Имеются определенныеиздержки и в правоприменительной практике понятийных аппаратов целе- вого назначения земельных участков. Кстати, социальная сфера - это тоже важнейший показатель уровня разви- тия каждого региона и страны в целом. Столица в этом плане не исключение. 

В бюджете Астаны только 29,6% затрат направлено в данную область, и тен- денция ее роста в абсолютных цифрах впечатляет. Вместе с тем сложность ее функцио- нирования связана не только с низким уровнем финансовой дисциплины от- дельных объектов, но и с отсутствием должного контроля со стороны адми- нистраторов бюджетных программ. К примеру, важный показатель сферы образования - это уровень вовлечен- ности детей школьного возраста в до- полнительное образование. В столице он составляет 23% при среднереспуб- ликанском значении 61%. Между тем доля детей, охваченных детско-юношес- ким движением, составляет 1,2% при среднереспубликанском 41%. 

Это связано не только с постоянным ростом численности школьников, но и с отсутствием в столице единой страте- гии развития сферы дополнительного образования. Анализ показал, что за по- следние три года количество кружков увеличилось лишь на 13%, и то только благодаря новому Дворцу школьников, где действует 265 кружков.В сфере физической культуры и спор- та более пристального внимания требу- ет материально-техническое оснащение наших детско-юношеских спортивных школ. Значительные средства направля- ются на аренду полей и залов - это 126,4 млн. тенге ежегодно, при этом в отдель- ных случаях имеющаяся спортивная база используется неэффективно.
Какие меры предпринимаются для того, чтобы повысить финансо- вые показатели в столице?
- Акимат города реализует множе- ство мероприятий по улучшению учета объектов коммунального имущества, планов оздоровления финансового со- стояния субъектов квазигосударствен- ного сектора, в том числе путем пере- дачи несвойственных государству предприятий и организаций в конку- рентную среду. Несвоевременная реа- лизация планов по приватизации ведет к дополнительным неэффективным за- тратам местного бюджета. Однако наблюдается положительный тренд по снижению как суммарного убытка, так и количества субъектов квазигосударственного сектора с отрица- тельными финансовыми показателями. 

В то же время деятельность большин- ства субъектов квазигосударственного сектора столицы в целом остается низ- коэффективной с точки зрения достиже- ния финансовых результатов. Впрочем, указанные отдельные недо- статки и упущения в целом не повлияли на своевременность исполнения аки- матом столицы поручений Главы госу- дарства и Правительства Республики Казахстан, а также достижения основных индикаторов Программы развития города Астаны на 2016-2020 годы.
- Какая работа проведена Ревизионной комиссией в первом полугодии текущего года?
- В соответствии с утвержденным планом на первое полугодие 2017 года Ревизионной комиссией по городу Астане проведено 10 аудиторских ме- роприятий на 32 объектах аудита, объ- ем бюджетных средств, охваченных аудитом, составил 112,2 млрд. тенге, или больше аналогичного показателя первого полугодия 2016 года в 2,3 раза. Объем выявленных нарушений со- ставил 30,5 млрд. тенге, или 27,2% от всего объема охваченных государствен- ным аудитом бюджетных средств, в том числе финансовых - 20,2 млрд. тенге и процедурных - 8,8 млрд. тенге. 

При этом суммы, подлежащие возме- щению в бюджет, составили 737,6 млн. тенге, или больше чем за аналогичный период прошлого года в 4,5 раза, а сум- мы, подлежащие восстановлению, со- ставили 19464,1 млн. тенге, соответ- ственно, больше на 11% по сравнению с первым полугодием 2016 года. Как показывает анализ, основную долю финансовых нарушений составляют на- рушения в сфере ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в общей сумме 19,3 млрд. тенге, или 63,3%. Из процедурных нарушений в общей сумме львиную долю составили нару- шения в сфере осуществления государ- ственных закупок в общей сумме 5,0 млрд. тенге, или 57,3%. На сегодняшний день объектами ау- дита по итогам проверок Ревизионной комиссии восстановлены средства в сумме 1745,0 млн. тенге и возмещены в бюджет в сумме 704,5 млн. тенге. Ревизионной комиссией в реализа- цию положений законодательства о государственном аудите и финансовом контроле за отчетный период акимату города Астаны, государственным орга- нам и объектам аудита направлены 153 рекомендации и поручения. 

Итоги государственного аудита и финансового контроля на ежекварталь- ной основе представляются в маслихат города Астаны, Счетный комитет по контролю за исполнением республи- канского бюджета. К административной ответственно- сти в виде штрафа привлечены 16 долж- ностных лиц на общую сумму 2961,0 тыс. тенге, к дисциплинарной ответ- ственности привлечены 25 должност- ных лиц, в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений переданы 2 материала


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Юлия Мендецкая

Юлия Мендецкая