Как будет развиваться столица?

22 Августа 2017 / 222 / ()
Как будет развиваться столица?

Почему генеральный план столицы пришлось корректировать? Выдерживается ли принцип полицентричности, предложенный известным японским архитектором Кисе КУРОКАВА? Какие населенные пункты войдут в Астанинскую агломерацию и чем мастер-план отличается от генплана?Об этом мы беседовали с заместителем директора ТОО «Научно-исследовательский проектный институт «Астанагенплан» Арсением ПИРОЖКОВЫМ.

- Арсений Валерьевич, насколько нам известно, генеральный план столицы подвергался неоднократным корректировкам. Чем это было вызвано?

- Вы, наверное, помните, что пос­ле переноса столицы был объявлен международный конкурс на создание генерального плана Астаны, в котором победил известный японский архитектор Кисе Курокава. Несмотря на то что генеральный план, разработанный Кисе Курокава, рассчитан на достаточно продолжительный период - до 2030 года, из-за быстрых темпов роста мы стали его опережать. Именно поэтому стратегический документ несколько раз корректировался.

Последние изменения в него были внесены в связи со строительством выставочного комплекса ЭКСПО, нового железнодорожного вокзала, необходимостью обеспечения этих объектов инженерной инфраструктурой и подъездными путями, возведением дополнительного терминала аэропорта.

- Соблюдается ли при застройке городской территории принцип полицентричности, предложенный Кисе Курокава?
- Полицентричность - это основная тенденция в развитии многих крупных городов мира. Необходимо рассредоточить места притяжения, чтобы люди не стремились ехать в единый центр города, так как это создает большие нагрузки на транспортную инфраструктуру и затрудняет трафик в целом. Поэтому в разных частях города должны быть созданы свои центры, где будут находиться предприятия по предоставлению бытовых услуг, деловые центры, торгово-развлекательные объекты, спортивно-рекреационные зоны.

В Астане уже сложилось два центра - историческая часть столицы в районе городского акимата и район бульвара Нуржол на левом берегу. Еще один центр формируется в районе проведения выставки ЭКСПО-2017. Кроме того, запланировано появление еще нескольких центров вдоль малой кольцевой дороги: в районе нового железнодорожного вокзала, Коргалжынского шоссе, улицы Косшыгулулы и поселка Тельмана. Всего их будет семь.

- На какой период рассчитана работа по формированию этих цент­ров?
- В некоторых местах, где планируется создать новые центры, необходим снос имеющихся объектов, формирование самой площадки.

Но нужно понять, что центр нельзя создать силовым методом. Если город хочет появления центра где-либо, он создает условия для этого: прокладывает дороги, разбивает парки и скверы, строит больницы и школы. И это становится посылом для инвестора, который видит активное развитие в этом месте и начинает также туда вкладывать свои средства.
Нельзя сказать, что в том или ином месте через три года, допустим, появится центр, это масштабная, долгосрочная работа.

- Два года назад Глава государства четко заявил, что Астана больше не будет расти, ее границы уже полностью установлены. В этом вопросе что-либо изменилось?
- Действительно, отныне город будет развиваться только в тех границах, которые уже определены в действующем генплане. Единственное, недавно город добавил себе территорию озера Майбалык, которое расположено в районе аэропорта. Это связано с необходимостью формирования рекреационной зоны в черте города для массового отдыха горожан как летом, так и в зимний период. Надеемся, что в скором времени появится инвестор, который сможет воплотить эту идею в реальность.

В целом, то, что границы города определены, не означает, что вся имеющаяся территория будет освоена одномоментно в ближайшей перспективе. Это не так, есть зоны освоения до 2020, 2025 года и так далее. Если инвесторы будут строить свои объекты очень далеко, город не успеет протянуть туда сети, дороги, построить там детские сады и школы. Да и просто возможностей города для строительства такой инфраструктуры на отдаленных участках может не хватить.

Поэтому мы стараемся сконцентрировать строительство внутри города. Тем более в старой части города много ветхого жилья, если какие-либо объекты не представляют исторической ценности, есть желание их обновить и оздоровить эти участки.

- В последнее время очень много говорят о создании Астанинской агломерации. Какие именно населенные пункты будут в ее составе?
- Нашим институтом по заказу Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства национальной экономики РК (ныне Комитет в составе Министерства по инвестициям и развитию РК) разработан проект по развитию Астанинской агломерации. При определении населенных пунктов, которые войдут в агломерацию, использовался принцип транспортной доступности - куда мы сможем добраться за час езды на автомобиле? В итоге в агломерацию вошли 123 населенных пункта Аккольского, Аршалинского, Целиноградского и Шортандинского районов Акмолинской области. Между столицей и этими населенными пунктами будет установлена тесная взаимосвязь, Астана будет задавать направления для их развития.В проекте определена специализация каждого населенного пунк­та - производство сельскохозяйственной продукции, промышленных товаров, организация отдыха, образовательные услуги и так далее.Однако документ еще не прошел стадию утверждения на законодательном уровне.

- Какую роль играет ваш институт в совершенствовании транспортной инфраструктуры города, чтобы общественные перевозки стали более комфортными для жителей?
- Недавно состоялась международная встреча с участием акима города Асета ИСЕКЕШЕВА, нашего института, отечественных и зарубежных организаций, которые занимаются проектированием и строительством городских дорог. В ходе мероприятия аким пригласил участников к совместной работе над созданием комплексной транспортной схемы города Астаны.

Участие нашего института в этом направлении заключается в координации международной группы экспертов и создании им необходимых условий для плодотворной работы. Уже поступают первые предложения от зарубежных коллег.

Комплексная транспортная схема станет основой для оптимизации имеющейся и строительства новой дорожной инфраструктуры города. Этот документ будет содержать точные расчеты о необходимой пропускной способности дорог в той или иной части города с учетом всех потоков, покажет, где не обойтись без развязок, а где достаточно просто отрегулировать светофоры и так далее. Разработка такого документа позволит систематизировать работу в этом направлении.

- На одном из недавних форумов аким города сообщил, что для Астаны будет разработан мастер-план и этот инструмент более эффективен, чем генплан. В чем принципиальное отличие двух документов и какой из них в итоге будет использоваться в столице?

- Главное отличие мастер-плана от существующего в Астане генплана в том, что у мастер-плана есть концептуальная часть - стратегия, которая отражает то, каким будет город в перспективе. И это дает ему ряд преимуществ. Это некий договор между горожанами, властью и бизнесом. При его создании в значительной степени учитывается мнение горожан и бизнеса о развитии города.
Бизнесу более понятен мастер-план, он гибче.

При создании мастер-плана должны быть задействованы специалисты ряда дисциплин: архитекторы, урбанисты, инженеры, специалисты по организации перевозок, социологи, экологи, экономисты, потому что город должен зарабатывать и не быть обузой государственному бюджету. Только при участии в разработке мастер-плана высококвалифицированных специалистов всех этих направлений он получится жизнеспособным.

Будет ли у нас два документа - генплан и мастер-план, которые станут между собой корреспондироваться, или мы полностью перейдем на модель мастер-плана? Этот вопрос еще не решен.

Мансия САКЕНОВА

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Мансия Сакенова

Мансия Сакенова