Аким Тарази: «Наурыз - праздник нового солнца»

22 Марта 2014 / 4585 / ()
Аким Тарази: «Наурыз - праздник нового солнца»

Незадолго до Наурыз мейрамы мне довелось послушать и записать историю одного из главных праздников в изложении настоящего мэтра. О Наурызе, ментальной связи кочевых племен, поклонении солнцу и даже правильном воспитании молодежи рассказал известный писатель, прозаик, сценарист, драматург, лауреат Государственной премии Аким Тарази.

- Считается, что зародился Наурыз в Иране, распространившись потом по степи…

- Исторические данные свидетельствуют, что Наурыз возник примерно четыре тысячи лет назад в Иране. Кстати, об этом говорит и само название праздника. Нау-в переводе с иранского новый, руз-солнце. Дословно получается «новое солнце». По сути, так и есть. Наурыз – это праздник появления нового солнца. Сейчас уже научно доказано, что 22 марта в 10 утра с минутами солнце побеждает лунный календарь, то есть обновляется. Наступает новый год. Почему китайцы встречают новый год в феврале? Потому что к ним новое солнце приходит раньше нас, страна географически расположена южнее. И лишь через месяц, в марте, обновленное солнце приходит к нам.

Иногда Наурыз ошибочно называют мусульманским новым годом. Это крайне неверно. Наурыз не имеет религиозной подоплеки. Потому что в казахские степи Наурыз пришел задолго до ислама. Наши предки вели преимущественно кочевой образ жизни, свободно кочуя от Дуная до Манчжурии. И в течение нескольких тысячелетий общались с греками, персами, китайцами. Казахов тогда называли саками, гунами. Сами же они называли себя кунами от слова күн - солнце. Именно казахи первыми на земном шаре признали солнце как божество и поклонялись ему. (Свидетельством этому могут служить и петроглифы в музее-урочище Тамгалы, расположенном недалеко от Алматы. Скалы изобилуют рисунками солнцеголовых божеств – от автора.)

И только в пятом веке до нашей эры греки приняли солнце как высшего создателя. Солнце – есть создатель, провозгласил и Конфуций, великий философ. Кстати, матерью Конфуция была девушка из кочевого племени. Конфуций –это европеизированный вариант его имени. На самом деле его звали Кун бузу – сын солнца.

- Получается казахские мотивы в Наурыз вплелись постепенно. Например, традиции варить и угощать всех наурыз-коже, устраивать кокпар?

- Свободно кочуя и общаясь с десятками народов, казахи не теряли своей индивидуальности. И даже в заимствованные явления или праздники привносили свое. И в Наурыз, праздник солнца, степняки внесли свое.

Как уже говорил, Наурыз-это праздник солнца. Знаменующий не только начало нового года, но и конец зимы. Зимовка для кочевников была испытанием. И приход весны, возвращение солнца означали жизнь, ее возрождение.

Надо отметить, что оседлые племена были у казахов всегда. Вот городище Отырар, его населяли именно оседлые племена. Само слово Отырар – переводится как «будет сидеть», отырушы - сидящий. Это означает, что аграрная стезя не была чужда нашему народу. А свидетельства о том, что к оседлости казахи пришли лишь под влиянием России, неверны. Это всего лишь фрагменты политической системы, существовавшего строя. Ни для кого не секрет, что история тогда писалась в угоду идейной политике, деформируя, искажая истинные факты.

Казахи называют пшеницу – бидай, никто больше так ее не называет. Рис –күріш и другие злаки не просто присутствовали в рационе степняков, их возделывали отдельные племена. И традиция варить наурыз-коже, добавляя в него зерна злаков, тоже говорит об этом.

Когда казахи играют в кокпар, устраивают скачки-байгу? На больших тоях, для выражения радости или при других знаменательных событиях. И то, что в дни Наурыза в степи начинались скачки, играли в кокпар говорит о большом значении, которое казахи придавали этому празднику.

Считаю, что традицию широко праздновать Наурыз нужно продолжать. Это часть нашей истории, наших корней, это один из моментов идентификации, ментальной связи между кочевыми народами. Ведь кто еще празднует Наурыз? Не Европа, не Китай, а именно тюркские народы, имеющие единые корни – Азербайджан, Турция, Казахстан и другие.

- В последнее время звучат мнения, что празднование Наурыза становится поверхностным. Дескать, поэтому некоторые, особенно молодежь, воспринимают Наурыз лишь как костюмированное шоу с угощением, не знают истории возникновения праздника. Что думаете по этому поводу Вы?

- Я не согласен с этим. У нас очень думающая, умная молодежь. Я часто встречаюсь с подрастающим поколением, меня приглашают в вузы, школы. И с большим удовольствием я отмечаю, что они задают глубокие вопросы, свидетельствующие об остром уме, тонкой интуиции. А тем, кто считает, что молодые не знают истории, принимая праздник легковесно, может, нужно начать с себя, рассказать о значении Наурыза своим детям, рассказать интересно, чтобы они захотели передать это своим друзьям.

Любое явление такое, каким мы видим его сами. И если для кого-то Наурыз лишь повод отдохнуть, это говорит о «поверхностности» конкретного человека, и не более.

- Как празднуется Наурыз в вашей семье?

- У нас в семье обязательно накрывается праздничный дастархан. Причем «солируют» национальные блюда. Мы благодарим Всевышнего за все благое. Спиртного при этом мы в доме не приемлем. Конечно же, мы поздравляем близких, нас поздравляют.

- Ваши пожелания нашим читателям накануне праздника Наурыз.

- Желаю, чтобы каждый казахстанец искренне понимал и знал, что он является гражданином сильного, уважаемого государства. Всем соотечественникам я желаю успехов и здоровья!

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.