Алихан Жамсатов: «Благодаря усилению контроля значительно нивелировалась критика в адрес госорганов»

13 Марта 2013 / 2031 / ()
Алихан Жамсатов: «Благодаря усилению контроля значительно нивелировалась критика в адрес госорганов»

Какой будет государственная служба после проведения всех этапов реформы? Сегодня, когда наступает стадия ее практической реализации, не утихают разговоры о том, как именно, согласно новым принципам, будет формироваться государственный аппарат управления. О создании профессионального аппарата управленцев, как одном из приоритетов Стратегии «Казахстан-2050», мы беседуем с заместителем заведующего отделом Агентства по делам госслужбы РК Алиханом Жамсатовым.

16 лет назад, когда Глава государства представил стратегический план развития Казахстана до 2030 года. Давая оценку переходному периоду, одним из негативных и слабых факторов, он отмечал недостаточно подготовленное и плохо организованное государственное управление. Справедливости ради, стоит отметить, что страны бывшего Союза в одинаковой мере столкнулись с этой проблемой. Предстояло оперативно и максимально глубоко реформировать этот тормозящий стремление к быстрому росту элемент. Казахстан должен был выйти на новый уровень, стать демократическим, прогрессивным государством. Тогда Глава государства призвал ускорить реформу правительственного аппарата и государственной службы, а также создать эффективный и современный корпус народных служителей. Уже в первом десятилетии Стратегии была сформирована необходимая законодательная и институциональная база.

Так, в 1999 году Казахстан первым на постсоветском пространстве создал Агентство по делам государственной службы. В 2000 году был принят Закон «О государственной службе», в 2005 году введен Кодекс чести госслужащих. Принято антикоррупционное законодательство.

- Работа по реформе государственной службы идет планомерно фактически с первых дней независимости. Но если первоначально – это был ответ на кризисы, вызовы и угрозы, сопутствующие становлению Казахстана, то сегодня они обусловлены выходом на новый уровень развития. Именно этим продиктована необходимость повышения качества государственного управления, - отмечает Алихан Жамсатов.

- Расскажите подробнее о тех изменениях, которые предстоят государственным служащим…

- В рамках второго этапа реформирования государственной службы решено сконцентрироваться, в первую очередь, на формировании профессионального, эффективного управленческого звена. Согласно Концепции новой модели госслужбы количество политических государственных служащих будет сокращено в 6,5 раз, с 3 277 до 538 человек.

В их числе останутся первые руководители и заместители центральных государственных органов, акимы областей и городов республиканского значения, их заместители, а также акимы областных центров.

Будет сформирован новый класс профессиональных менеджеров высокого уровня, корпус «А», который возглавят ответственные секретари. В него на национальном уровне также войдут председатели комитетов, руководители аппаратов акимов областей, Астаны и Алматы, акимы городов и районов. В целом из 500 должностных лиц корпуса «А» половина – это представители регионов.

За формирование кадрового резерва и назначение в корпус «А» будет отвечать исключительно Национальная комиссия при Президенте путем жесткого, и, в первую очередь, прозрачного отбора. Вне конкурса политические государственные служащие могут быть зачислены сюда только по решению Президента на основании представления комиссии.

- В чем принципы формирования корпуса «Б»?

- Он станет базовым уровнем государственной службы. В его основу лягут принципы прозрачности отбора и продвижения, защиты профессионализма и меритократии.

Предполагается значительно усилить социальную защищенность и мотивацию работы административных госслужащих. В этих целях внеконкурсное занятие должностей корпуса «Б» в порядке перевода из других органов допускаться не будет. Это повысит стабильность аппаратов госорганов, возможность карьерного роста внутри госоргана, а также обеспечит более широкий доступ граждан на госслужбу. Кадровый резерв будет формироваться конкретным госорганом самостоятельно. За счет этого будет обеспечена действенность кадрового резерва. В целом в 4 раза сократится продолжительность конкурсных процедур (с 2 месяцев до 15 дней) за счет предварительного прохождения тестирования в Агентстве по делам государственной службы.

- Децентрализация управления – еще один акцент Стратегии «Казахстан-2050», как в этом случае будет организовано взаимодействие «регион-центр-регион»?

- Казахстан – большая страна, очень много денег идет в регионы. К примеру, за последнее десятилетие объем трансфертов и субсидий со стороны центра вырос в 10 раз, местные бюджеты увеличились в 6,5 раз, их объем достиг 3 триллионов тенге. В целом по поручению Главы государства с 2010 года в ротации приняло участие более 3 200 служащих – 500 человек из центра были направлены в регионы, из регионов в центр – около тысячи. В их числе около 10% – политические государственные служащие. Это очень хороший опыт, который широко практиковался в прежние времена.

Для того чтобы передать полномочия регионам, очень важно обеспечить системный, объективный мониторинг из центра. Поэтому, прежде чем проводить реформу, были приняты указы о контроле, о системе оценки эффективности деятельности госорганов, о внешнем финансовом контроле регионов (ревизионные комиссии). К примеру, за 8 месяцев текущего года ревизионными комиссиями выявлено нарушений на 160 миллиардов тенге, 40 миллиардов возвращены в местные бюджеты. Методологически они подчиняются Счетному комитету, что позволяет получать консолидированную информацию о состоянии госфинансов в целом по стране.

Конечно, внедрение местного самоуправления вопрос не одного дня. В развитых странах оно создавалось в несколько этапов, и этот процесс длился порой десятилетиями.

– Один из инструментов совершенствования системы госуправления – оценка эффективности деятельности, составление, так называемых, рейтингов. Как Вы думаете, действительно ли такой мониторинг можно назвать объективным, ведь некоторые регионы отличаются по своим потенциальным возможностям?

- В 2010 году был принят Указ Главы государства «О контроле», который повысил политическую ответственность государственных служащих. Его суть в том, что уже на момент формирования государственных решений или поручений Президента предметно выясняется, заложены ли под них финансы, и насколько они научно обоснованны. Внедрена система оценки эффективности деятельности государственных органов, по которой оцениваются 39 госорганов, в том числе 16 акиматов. Оценка проводится по целому ряду направлений: от эффективности реализации поручений руководства до качества оказания госуслуг.

По поводу рейтинга регионов, ежеквартально по 45 официальным статистическим показателям мы проводим анализ деятельности всех акимов районов и городов.

Рейтинг – это, по сути, инновационный инструмент в системе госуправления. Он позволяет получать реальную картину на местах, проводить эффективный мониторинг работы госорганов, принимать кадровые и управленческие решения, продиктованные не интуицией, а четким знанием обстановки. Позволяет видеть, в каких сферах нужно усилить работу, эффективно планируя деятельность, результативнее распоряжаясь средствами.

– Какие меры будут приняты для повышения качества государственных услуг?

– С 2007 по 2012 год была проведена большая работа по стандартизации и регламентации, а также переводу госуслуг в электронный формат. Благодаря усилению контроля значительно нивелировалась критика в адрес госорганов, оказывающих разрешительные услуги.

Сегодня благодаря Главе государства мы достигаем впечатляющих показателей по многим позициям. Проводится системная работа по реформе госорганов, прозрачности их деятельности, внедряется система государственных услуг. Все это поэтапно реализуется и становится реальностью.

Беседу провела Ольга Цыганкова

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.