Алпысбай Казгулов: «Я просто передаю свои мысли цветом»

2 Июля 2010 / 1485 / ()
Алпысбай Казгулов: «Я просто передаю свои мысли цветом»

Действительно, есть ли у мыслей цвет? Эзотерики и духовидцы утверждают, что - да. Однако, даже отбросив в сторону мистику, мы согласимся, что передать состояние души цветом можно - хотя бы красками на холсте. Этим и занимается художник Алпысбай Казгулов, выставка которого открылась во Дворце мира и согласия. Кстати, она так и называется - «Состояние души».

Если говорить о регалиях, то имя члена Союза художников РК Алпысбая Казгулова в мире искусства достаточно известно. Он участвовал во всесоюзных выставках , выставлялся в Японии. Нидерландах, Бельгии. В 2003 году в Праге был награжден Европейской унией искусств за большой вклад в мировое искусство почетной премией имени Масарика. 

Стиль, в котором творит Казгулов, достаточно необычен. Хотя в мире высокого искусства обычных вещей нет по определению. Для простоты можно сказать, что Алпысбай Казгулов широко использует в своей работе приемы сюрреалистов и абстракционистов.

- Я просто передаю свои мысли цветом, - говорит о своем стиле сам художник.

Что ж, судя по его картинам, мыслит Алпысбай Казгулов очень… нестандартно. Создается впечатление, что если бы так мыслил не человек искусства, а, скажем, профессиональный педагог, то теорию вероятности преподавали бы не позднее третьего класса.

Первое, на что обращаешь внимание, подходя к экспозиции, это необычно чистые и яркие цвета. В их оттенках есть даже капелька этакой «кислотности», однако совершенно отсутствует вульгарность.

Что касается сюжетов, то все они очень динамичны. Причем эту динамику зачастую образует именно игра цветовых пятен. Во многих работах присутствуют лишь одна-две узнаваемые фигуры. Однако буйный цветовой фон наполняет сюжет неожиданным внутренним смыслом. Взять хотя бы картину «Беркутчи». Всадник с хищной птицей на руке несется на фоне некой апокалипсической бездны. И этот фон придает всаднику какую-то особенную неистовость, при желании в нем можно увидеть даже что-то демоническое.

А вот на полотне «Кочевники» четко очерченных фигур нет вообще. Дети называют похожее сочетание красок «калякой-малякой» и обожают разукрашивать ими свеженаклеенные обои. Многие взрослые лишь фыркают при виде таких творений, бессознательно повторяя за киношным уголовником Промокашкой: «Ну, так и я могу!». Однако, это огромное заблуждение - чтобы суметь ТАК, надо, во-первых, долго учиться, а во-вторых, иметь незаурядный талант. Потому что кажущееся бессмысленным нагромождение сочных цветовых пятен и «потеков» заставляет подумать о толкучке остановившегося каравана, бурной реке или шумном торжище. Возможно, при взгляде на это полотно само слово «кочевники» срабатывает, как катализатор.

Впрочем, присутствуют на картинах Казгулова и вполне узнаваемые личности. Например, Габриель Гарсиа Маркес. Причем на одной картине великий писатель просто улыбается в углу на фоне очередной бездны. А на другой, четко разделенной на две части, соседствует с обнаженной женщиной в ванной. Маркес все так же показывает зрителю свое улыбающееся лицо, а вот его соседка - несколько гипертрофированное «наоборот». Чем не «Сто лет одиночества»!

Нельзя не отметить тот факт, что даже если бы Алпысбай Казгулов не нарисовал бы ни одной картины, его роль в искусстве современного Казахстана все равно была бы заметной. Дело в том, что он известен как серьезный и достаточно авторитетный коллекционер. Значительная часть его коллекции (триста картин!) представлены и в экспозиции «Состояния души».

Коллекция Казгулова, как и его собственное дарование, в чем-то уникальна. Здесь собранны полотна таких корифеев, как А. Кастеев, С. Айтбаев, Г. Исмаилов, Б. Тюлькиев. История приобретения многих полотен могла бы лечь в основу повести или даже киносценария. Например, художник очень долго охотился за картиной кисти Кастеева «Капшагайская ГЭС». Однако хозяин не собирался расставаться с шедевром. Казгулов вел настоящую осаду, уговаривая его и одновременно собирая необходимую сумму. На это ушло три месяца. А когда художник наконец принес деньги, хозяин «Капшагайской ГЭС»… презентовал ее ему. В качестве подарка Казгулов получил и другую работу Кастеева «Женщина в кимешеке».

- На этой картине изображена тетя самого Кастеева, - рассказал историю этого приобретения Казгулов. - А я учился на одном курсе с ее внуком. Мы были дружны, и однажды он просто подарил ее мне.

- А как обычно Вы пополняете свою коллекцию? - спросили художника. - Просто покупаете или порой соглашаетесь и на обмен? Ведь очень многие коллекционеры буквально физически не способны расстаться даже с самым малоценным экспонатом своего собрания!

- Бывает по-разному, - ответил Алпысбай Казгулов. - Расставаться с хорошей картиной, чтобы приобрести другую, действительно, было бы жалко. Однако, не забывайте, что у разных людей и интересы разные. К тому же у коллекционеров есть такой термин - «копить жир». То есть собирать экспонаты, не интересные лично ему, именно для обмена.

- А за судьбой своих собственных картин Вы следите?

- Нет, это просто невозможно, я создал уже около шести тысяч работ. Если бы я следил за их судьбой, у меня не осталось бы времени на работу!

- А как вообще возникла идея проведения этой выставки? Все-таки Дворец независимости - весьма завидная площадка!

- С идеей все просто. Меня пригласил аким столицы Имангали Тасмагамбетов. А сама выставка, как и любое культурное мероприятие, которые проходят сейчас в Астане, приурочена к приближающемуся Дню столицы. Пользуясь случаем, поздравляю с этим праздником всех астанчан. Удачи вам и творческих успехов!

Автор: Роман КУЖКО

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.