Айдархан Калиев: «Нео-фольклор - всегда свежо, неповторимо и колоритно»

22 Марта 2014 / 6242 / ()
Айдархан Калиев: «Нео-фольклор - всегда свежо, неповторимо и колоритно»

Неотъемлемый атрибут праздника – национальная одежда. К сожалению, сегодня многие элементы этой главнейшей составляющей культуры казахского народа забываются. Модельер, создатель неповторимого стиля, гармонично сочетающего многовековые традиции казахов с веяниями современной моды, Айдархан Калиев считает, что достояние народа, переданное предками, актуально во все времена.

Известный сегодня не только в Казахстане, но и далеко за его пределами главный дизайнер Дома моды «Асыл-Дизайн», кандидат наук, доцент искусствоведения, автор свыше 60 имиджевых и сезонных коллекций Айдархан Калиев родился и вырос в одном из живописнейших мест Казахстана – Аспара, которое находится в Меркенском районе Жамбылской области.

- Я родился в семье служащего, где главным принципом было внимание к детям, а нас, детей, было восемь. Каждому родители обеспечили счастливое детство, великолепное образование, оказали мудрую поддержку в создании семьи, - рассказывает Айдархан Калиев. - Они с пеленок привили нам такие качества, как почтение к старшим (я до сих пор не могу позволить себе обращаться к людям старше себя на «ты»), уважение к младшим, к женщинам как к будущим матерям. Кроме того, отец и мать научили нас стремиться к лучшему, красивому, а главное – ценить семью, проявлять заботу, внимание друг к другу, а если требуется, оказать моральную и материальную помощь, быть патриотами своей страны.

Прошло пять лет, как ушел из жизни папа, и три года, как не стало мамы, но семейные традиции, которые они заложили, мы соблюдаем по сей день, несмотря на то, что старший брат давно на пенсии, а самая младшая сестренка с семьей живет в Канаде.

- Расскажите, как и когда возникла идея создания коллекций в стиле этно?

- Дизайнеры одежды старшего поколения, такие, как я, должны знать традиции и историю своего народа, гордиться тем, что мы потомки кочевников Великой Степи. В те далекие 90-е годы, когда Казахстан стал независимой страной, а национальные ценности вышли на первый план, мне как дизайнеру, часто приходилось представлять одежду на многих международных и республиканских фестивалях и конкурсах моды. «Эхо древнего Тараза», «Великий шелковый путь», «Великая степь» - так назывались мои первые этнографические коллекции. Это коллекции из костюмов-образов, от которых у зрителей, особенно иностранцев, возникает чувство восхищения и уважения к традициям и искусству костюма кочевников. В двухтысячные годы параллельно с этнографическими коллекциями я запустил линию готовой одежды в национальном стиле, и только последние 10 лет я работаю в стиле «нео-фольклор».

- Кого Вы считаете своим главным учителем в жизни, который помог Вам стать таким востребованным специалистом сегодня?

– Думаю, при выборе моей профессии определенную роль сыграла мама. Во-первых, благодаря ее настойчивости я параллельно со средней школой закончил музыкальную. Во-вторых, она помогала мне правильно подбирать гардероб, перешить брюки, рубашку на ее старой ручной швейной машинке. Я думаю, творческое начало в моей жизни, развитое чувство стиля – результат ее сильных генов. Даже после защиты кандидатской диссертации, получения звания доцента искусствоведения гардероб моей мамы оставался для меня эталоном гардероба настоящей леди. Мне нравилось, как она тщательно подбирала себе платки, джемпера, шила платья различных фасонов, а в национальном наряде выглядела как пери или богиня.

Думаю, синтез маминого творческого потенциала и предпринимательских качеств папы дал толчок к открытию в 1993 году Дома моды «Асыл-Дизайн». Имя моей мамы – Асыл, и в честь нее я назвал Дом моды.

- Сколько времени уходит на создание полноценной коллекции, и как это происходит?

- Как правило, наш Дом моды выпускает в год 2 сезонные коллекции в стиле «нео-фольклор», одну коллекцию в стиле «этно-авангард». Работая над этно-авангардной коллекцией, я больше даю волю своему творческому потенциалу. Этот стиль мне ближе и роднее. Единственное - надо учитывать эмоциональное восприятие при показе и достоверность образов с точки зрения искусства костюма кочевников.

При работе над сезонными коллекциями учитываются многие факторы. К примеру, сроки, востребованность моделей одежды, возрастная группа, стоимость и т.д. По сути, работа дизайнера одежды варьируется на грани психологии и профессионального мастерства. Должность главного дизайнера требует, кроме вышеуказанного, еще и навыков в области социологии и маркетологии. В конце Недель моды в Париже или в Милане эксперты обозначают наиболее актуальные тенденции сезона, которые являются для нас отправной точкой для создания нашей коллекции. В силу большого опыта в индустрии моды я больше угадываю будущие тенденции. Необходимо только продумать удобство форм одежды, маскировку возрастных изменений фигуры, практичность используемых тканей и цветовое решение моделей.

- Какие источники вдохновляют Вас на создание таких неповторимых моделей?

- Почему сегодня грациозны индианки в современных сари, элегантны узбечки в дерзких хан-атласах, японки в оригинальных кимоно? Они выбрали стиль нео-фольклор, т.е. народную традиционную одежду, наделенную духом современности. На мой взгляд – это всегда свежо, неповторимо и колоритно! Меня интересовал вопрос народного костюма. Поэтому и первые, и последующие мои коллекции были посвящены искусству костюма кочевников, красоте и обаянию степных красавиц и таинственному городу Аспара.

- Насколько востребована сегодня Ваша продукция, и насколько она доступна для среднестатистического казахстанца?

- Сегодня стиль Дома моды «Асыл-Дизайн» коротко можно охарактеризовать так: «Одежда, созданная по мотивам народного костюма и наделенная духом современности». Поэтому очень оригинальные, удобные, элегантные модели линий готовой одежды нашего Дома моды имеют большой спрос не только зарубежом, но и у казахстанцев. Ценовая политика на эту одежду примерно одинакова с такими брендами, как «ZARA», «Mango» и «H&M».

- Приготовили ли Вы особую коллекцию для наших модниц к празднованию Наурыза?

- Раньше праздник Наурыз в Великой Степи длился месяц. Какой праздник без красивой одежды? Философия - обновление природы, обновление одежды были одним из тотемных моментов в жизни кочевников. Дом моды «Асыл-Дизайн» к празднику готовит коллекцию сезона «Весна-Лето 2014»под девизом «НаурызДуман», которая будет презентована 17 апреля в Назарбаев Центре. Предлагаемая коллекция создана в стиле «нео-фольклор», свойственная только Дому моды «Асыл-Дизайн». Современная носимая одежда класса «прет-а-порте люкс» построена на основе костюмов кочевников на различных этапах его развития. Коллекция включает модели демисезонного пальто, курток, плащей, костюмов, ансамблей и вечерних нарядов. В соответствии с тенденциями мировой моды сезона в коллекции использованы модные формы, авторские принтованные ткани и большой объем ручной работы.

- Расскажите о ближайших планах и перспективах

- У человека, работающего в сфере производства модной одежды, всегда много планов, ведь сама индустрия моды сегодня настолько изменчива. Тем более работа творческая. В настоящий момент мы закупаем оборудование для печати на тканях авторского дизайна. В связи с увеличением спроса на нашу продукцию планируем открыть представительства и бутики в других регионах. Реальная мечта – открыть салон в Париже.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Айгерим Мусатаева

Айгерим Мусатаева