Гали Мырзашев: «Анимация – это синтез литературы, живописи и музыки»

30 Июля 2010 / 1477 / ()
Гали Мырзашев: «Анимация – это синтез литературы, живописи и музыки»

Казахстанская анимация мало-помалу начинает выходить из состояния глубокой комы. Однако теперь, когда создание мультфильмов, наконец, обрело государственную поддержку, стоит всерьез опасаться кризиса идей. Важно не допустить к творческому процессу бездарных сценаристов, считает известный художник и президент Ассоциации аниматоров Казахстана Гали Мырзашев. Именно с этой целью - вдохнуть в отечественную мультипликацию свежие творческие идеи и менеджерские решения, была создана общественная гильдия, объединившая мастеров анимации.

- Когда анимация переживала кризис, многие специалисты были вынуждены оставить любимое ремесло и переквалифицироваться. У Вас была похожая история?

- Можно сказать, что этот кризис, начавшийся с начала 90-х, в какой-то степени продолжается и по сегодняшний день. Правда, с тех пор, как киностудию «Казахфильм» возглавил Ермек Аманшаев, отечественная анимация сдвинулась с мертвой точки. Выделены средства, на них удалось отремонтировать просторное помещение для студии, приобретено хорошее качественное техническое оборудование, появилось много творческих планов. Я недавно вернулся на «Казахфильм», где сказать к слову, не работал последние двадцать лет. С 1997 по 2008 год трудился художником на телевидении, сценографом фестивалей «Азия дауысы», «Жас Канат». Трудно выразить словами, как я страдал без любимой профессии. Конечно, спасали творческие поиски, два раза ездил в Нью-Йорк с персональными выставками. Я ведь рисую, в живописи тяготею к сюрреализму. Может быть, повлияло то, что я закончил ВГИК, где нас учили мыслить пространственно и образно. Кстати, туда я поступил благодаря корифею казахстанской анимации Амену Хайдарову. Когда я заканчивал театральное отделение Алматинского художественного училища имени Гоголя, он был председателем экзаменационной комиссии. Он увидел, что я неплохо рисую и предложил дать мне направление на поступление во ВГИК на отделение анимационных художников. Я согласился. Вот эта встреча с Аменом Хайдаровым предопределила мою судьбу и выбор профессии.

-Могут ли похвастать отечественные аниматоры, что их продукт востребован?

- Частные студии аниматоров не востребованы, они сегодня не на рынке. Хотя энтузиастов хватает. В Шымкенте ребята работают с неуемным желанием, там здоровая конкуренция, как и в Костанае, Астане и в других городах. Но пока это искусство, можно сказать, в зародышевом состоянии. Необходимо почаще устраивать анимационные фестивали, сотрудничать. В недалеком будущем наша Ассоциация откроет свои филиалы по Казахстану. Мы хотим обратиться к руководителям телекомпаний, чтобы нас пустили в эфирное пространство и на передачах мы могли обсуждать проблемы отечественной анимации. Не стоит забывать, что этот вид искусства помогает учить детей доброте.

-Есть ли в Казахстане собственная школа аниматоров? Где готовят будущих специалистов?

-Искусство анимации, к сожалению, не преподают в частных школах или колледжах. Такой специальности обучают только в Академии искусств имени Жургенова в Алматы, в год отделение заканчивает около десяти выпускников. Не раз «олигархи» заводили разговор об инвестициях в анимационное кино, но, увы, дальше слов дело не движется.

-Откуда черпают идеи аниматоры? Как угодить маленькому зрителю и не ошибиться с выбором сюжета, ведь именно он определяет дальнейшую судьбу мультфильма - удачную или неудачную?

-Частенько - из сказок и эпосов. Сегодня нам не хватает профессиональных сценаристов с креативными идеями. Последние двадцать лет мы зациклились на батырах, на «тяжелой философии», а мультфильмы ведь создаются для детей, они должны быть смешными и добрыми. Сейчас я работаю над 10-минутным анимационным фильмом «Байконур». Идея принадлежит Сабиту Курманбекову. За основу сценария он взял реальные события. Известно, что для полета в космос знаменитых Белки и Стрелки советская наука проводила опыты над 47-собаками, некоторые из них в результате экспериментальных полетов погибли. В одном случае будущую собаку-космонавта заменил обычный пес казахского чабана. И мы решили сделать мультфильм, опираясь на этот любопытный факт. Наш герой, пес, который пасет овец, его уже утомил этот привычный унылый быт, и он начинает мечтать о полете в Космос. Однажды он увидел, как на машине везли на Байконур (это недалеко от них) двух собак в скафандре. Потом он с ними познакомился и они пообещали взять его с собой в неведомые космические просторы. За это он носил им мясо и кумыс. Каким будет финал, пока еще не знаем, есть несколько вариантов. Один из них - чабан горюет о потерявшемся псе и однажды слышит сообщение о том, что на околоземную орбиту вышла собака по кличке Байконур. Затем, когда капсула с собакой приземлилась, он побежал и увидел в иллюминаторе своего пса. Такая вот теплая история, с юмором и мыслью, что если верить, то все осуществимо. Производством мульфильма планируем заниматься в анимационной студии на «Казахфильме».

-Расскажите подробнее о процессе создания мультфильма, посвятите в «кухню».

- Режиссер делает раскадровку. В отличие от игрового кино, музыка и речи героев «кладутся» в начале на звуковую дорожку. Только потом накладывается картинка. Нужно чтобы все было четко, синхронно. Помогают, конечно, технические новинки, но «ручная» работа получается как-то душевнее. И потом, я слышал, что знаменитые мультипликаторы Диснея и других известных брендов устали от высоких технологий. 

-Сколько уходит времени на создание небольшого анимационного фильма?

-Много. Полгода, год, а то и больше. Смотря, какая творческая команда подберется.

-Насколько нужно быть влюбленным в мультфильмы, чтобы посвятить этому всю сознательную жизнь?

-Главное, чтобы в человеке прочно «сидела» тяга к творчеству. Анимация – это синтез сразу нескольких видов искусств – литературы, живописи и музыки. И их объединяет движение. До сих пор помню, как корпел над первой курсовой работой – небольшим мультфильмом. Творческий процесс протекал мучительно сложно – придумывал героев, наделял их характером в рисунке…И когда неумелые, на мой взгляд, карандашные рисунки «ожили», задвигались, у меня на глаза навернулись слезы. Это сравнимо с первыми шагами ребенка, очень трогательно. Похожие ощущения довелось испытать, когда я впервые увидел фильм Хайдарова «Аксак кулан», в котором, кроме качества рисунка, меня тронула музыка.

-Какие интересные проекты отечественной анимации, сделанные за последнее время, Вы бы отметили? Какие работы являются классикой?

-Классика- это мультфильм «Почему у ласточки хвост рожками» Амена Хайдарова. Что касается мирового опыта - фильм Юрия Норштейна «Сказка сказок», который Всемирная анимационная ассоциация признала лучшей режиссерской работой столетия. Это был 1984 год. В прошлом году талантливый художник и режиссер Рамиль Усманов создал фильм «Сайгак» в 3Д формате.

-Приглашают ли казахстанских аниматоров на работу за границу?

-Пока об этом не слышал.

-Какие планы у Ассоциации аниматоров Казахстана на ближайшее будущее?

- Основная задача, которую ставит перед собой наша гильдия – развитие продюсерской культуры. Данной сфере тоже нужны хорошие менеджеры с новыми прогрессивными идеями. Хотим войти в Международный профессиональный союз аниматоров, принимать участие в различных фестивалях, знать о том, что происходит вокруг, чтобы не оставаться в стороне от развивающегося мира.

-Спасибо за беседу.

Автор: Динара Кулакпаева

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.