Николай Акуев: "Конституция Казахстана прошла проверку временем и практикой "

29 Августа 2014 / 1900 / ()
Николай Акуев: "Конституция Казахстана прошла проверку временем и практикой "

Обретение Казахстаном государственной независимости в 1991 году обусловило необходимость разработки и принятия собственной Конституции. О том, в каких условиях готовился и принимался Основной закон нашего государства, корреспонденту «Вечерней Астаны» рассказал ученый-юрист, заслуженный деятель РК, депутат Верховного Совета 12-го и 13-го созывов, экс-член Конституционного Совета РК Николай Акуев.

Как известно, первая Конституция независимого государства была принята 28 января 1993 года. Через два с половиной года был принят новый Основной закон страны, по которому мы сегодня живем.

– Первая в истории и ныне действующая писаная Конституция Соединенных Штатов Америки принята 17 сентября 1787 года. А у нас за короткое время один Основной закон сменил другой. Почему так произошло? Об этом мало говорят и пишут, – говорит Николай Акуев. – Когда Президент Нурсултан Назарбаев выступил на заседании Конституционной комиссии, он предложил внести в Главный закон страны 8 положений. Среди них – создание двухпалатного Парламента, импичмент Президента, право Президента распустить Парламент, платное образование и здравоохранение, судебная реформа, частная собственность на землю. Однако они не нашли поддержки. И тогда Президент выступил на пленарном заседании Парламента и повторил свои предложения. И там они не прошли. Независимое государство уже создано, и надо было жить по какому-то основному закону, поэтому и приняли компромиссную Конституцию 1993 года. Но жизнь показала, что Глава государства был прав. Та Конституция тормозила проведение экономических и социальных реформ. Да и по линии возглавляемого мной в Верховном Совете Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка встала необходимость проводить судебную реформу. Надо было отказаться от института народных заседателей, коллегиального рассмотрения дел в первой инстанции, но все это невозможно было произвести, потому что так не написано в Конституции. И тогда поняли, что нужны изменения.

Подготовку Главного закона государства возглавлял лично Президент Нурсултан Назарбаев. По словам Николая Ильича, Глава государства с утра до вечера участвовал во всех заседаниях Верховного Совета, аргументировал свои предложения. А когда обсуждали Декларацию о государственном суверенитете, ставшую основой подготовки Конституции, в течение полутора дней он выступил по проекту18 раз!

– Существует несколько способов принятия Конституции, – продолжает наш собеседник. – Классический, когда депутаты Парламента обсуждают, голосуют, принимают, а затем в некоторых странах создается конституционное собрание для защиты этого закона, в которое входят представители из различных сфер деятельности. Бывают дарованные монархом Конституции, как это было в Японии, Марокко. Есть еще один путь – референдум.

Как отмечает ученый, Конституцию 1995 года приняли посредством проведения республиканского референдума, потому что депутаты ее бы не одобрили.

– Нет, те депутаты не были вредными, ретроградами или отсталыми – я был в их среде, – рассказал он. – Действовала инерция привычных форм мышления. Мы привыкли к тому, что у нас в Советское время были бесплатное образование, здравоохранение, уверенность в завтрашнем дне – этим гордилась Советская страна. И это тормозило переход к новому. Принятие Конституции посредством голосования депутатов и проведения референдума – оба пути демократичны. Но преимущество референдума в том, что он более легитимен, так как участвует весь народ. А недостаток его в том, что требуется в целом принять или отклонить закон, а возможности изменения недостатков остаются в стороне.

Конституция Казахстана вобрала в себя американский принцип разделения властей и концепцию прав и свобод человека, положения которой вытекают из Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в результате Великой французской революции. Причем, как считает Николай Акуев, Основной закон Казахстана по-новому интерпретирует доктрину Монтескье о разделении властей. Преодолевая старый ортодоксальный подход, она придает этой концепции не безусловный, а ориентирующий характер. Президент не входит в исполнительную ветвь власти, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

– В год 15-летия Конституции Президент Нурсултан Назарбаев сказал, что при ее подготовке самостоятельно изучил и законспектировал около 20 основных законов разных стран, и все лучшее из них мы взяли. Если говорить конкретно, то с точки зрения построения и разделения властей наша Конституция переняла опыт США. У нас, как и в Америке, две палаты Парламента. Кроме того, депутаты Мажилиса избираются населением, а часть сенаторов – местными выборщиками по два представителя от каждой области, столицы и города республиканского значения Алматы, – продолжил он. – С точки зрения правового статуса личности нашей Конституции близка французская. Во всем мире органами конституционного контроля являются конституционные или обычные суды, у нас же действует Конституционный совет – а он есть только во Франции. Много общего у нас и с Конституцией России. Мы вышли из одного большого государства и близки по духу и устремленности.

По мнению Николая Ильича, определяющая цель конституционных преобразований в Казахстане - это движение к консолидированной демократии при президентской республике, но с более сильным и функциональным парламентом, с развитой и цивилизованной судебной системой. Реализация указанной цели будет способствовать обеспечению прав и свобод личности, политической стабильности и дальнейшему социально-экономическому развитию страны.

Ученый уверен, что сегодня некоторые страны перенимают у Казахстана опыт конституционного строительства.

– Например, Россия в этом году объединяет верховный и высший арбитражный суды и создает единый верховный суд. Кроме того, недавно Владимир Путин подписал закон о назначении части депутатов совета федерации (по-нашему – Сената) указом президента России. Глава российского государства, таким образом, получил право делегировать в верхнюю палату до 10% депутатов от общего числа ее членов. В Казахстане это было сделано еще в 1995 году, когда принималась Конституция РК, а в 2007 году у нас было увеличено количество назначаемых депутатов в Сенат… Когда в России выдвинули тезис об укреплении вертикали власти, я задумался, что стоит за этой формулировкой. Стал изучать. Оказалось – это формирование государственных органов, их полномочий в соотношении с центральной властью. К тому, что мы прописали в год принятия Конституции, соседняя страна приступила через пять лет. По поводу изменений полномочий Президента мы первые правили закон, затем Россия. Выборы в Парламент по пропорциональной системе – это тоже наше ноу-хау. Россия приняла Программу-2020 по образу и подобию нашей Стратегии «Казахстан-2030». В этой стране был создан Фонд народного благосостояния по образцу казахстанской «Самрук Казына», там проведены жилищно-коммунальная, пенсионная реформы… Эти факты заимствования можно перечислять и дальше, включая переименование милиции в полицию, и так далее.

Я думаю, своеобразие нашей Конституции, ее ценность дают нам основание говорить о новой казахстанской модели Конституции. Есть понятие американская, французская модель, теперь мы с полным основанием можем говорить о казахстанской.

По словам Николая Акуева, за время своего действия Конституция Казахстана 1995 года доказала свою эффективность, способствуя проведению глубоких экономических и политических преобразований, то есть прошла проверку временем и практикой. Изменения и дополнения, внесенные в нее за прошедший период, усилили ее потенциал на путях укрепления и развития современных демократических институтов.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.