Нурлан Алимжанов: «Кино должно учить хорошему»

28 Апреля 2014 / 6404 / ()
Нурлан Алимжанов: «Кино должно учить хорошему»

Нурлан Алимжанов. Молодой, красивый, талантливый, безумно популярный. Актер, певец, заслуженный деятель РК, лауреат премии «Жас тулпар», полюбившийся зрителям талантливой игрой в одном из лучших отечественных проектов – сериале «Агайындылар» и не только, весьма удачно воплотивший в кино образ Главы государства в фильмах «Небо моего детства», «Путь лидера». Поклонники его таланта живут в разных странах, не только в Казахстане. Но сердцем и душой он истинный казах, и только в воспитании в духе национальных традиций видит успешную формулу формирования Личности. О ценностях национального воспитания, нравственности и духовной чистоте, терпении и главной внутренней борьбе человека – в интервью с Нурланом Алимжановым.

 - Вы популярны, молоды и красивы. Однако признаков «звездной болезни» нет. Как удается не взращивать гордыню в сердце? 

- Все происходит по воле Всевышнего. И в любой ситуации, при любом раскладе важно не забывать об этом. Успех, слава – это тоже своего рода испытание. На человечность, нравственность. Считаю, что все хорошее человеку закладывается в детстве. Уроки жизни от взрослых, которые они подают своим примером, рассказами, навсегда остаются в сознании.

Я вырос в ауле Кенащи Енбекшильдерского района Акмолинской области. Мой дед Такан был невероятно мудрым и умным человеком. Был аульным муллой. Удивительным образом без нравоучений он прививал нам главные ценности. Мои родители также придерживались традиционного воспитания. Есть понятие такое - «қазақи тәрбие», то есть казахское воспитание - настоящая кладезь мудрости, фундаментальный и в то же время психологически тонкий формат воспитания. Мне повезло. Я вырос в такой атмосфере. С раннего детства передо мной был пример духовной чистоты. 

Убежден, что именно воспитание в духе национальных традиций, основанных на вековой мудрости народа, является основой в формировании нравственной личности, ориентированной на патриотизм и любовь к Родине.

- Однако сейчас последователей традиционного воспитания не так много, все больше в чести прозападная система, элементы космополитизма..

- Процесс глобализации идет во всем мире, не остался в стороне и Казахстан. Другая культура, другие языки – это все идет нескончаемым потоком. Отгородиться от этого невозможно, да и не нужно жить в вакууме. Но считаю, необходимо уметь фильтровать. Взять, к примеру, кино. Это один из мощных методов воздействия на сознание, своеобразное идеологическое оружие.

Сейчас на экранах необъятное количество американских, западных фильмов, чаще всего не самого хорошего качества. Что они нам несут, что дают? Конечно, ничего хорошего. В большинстве из них скрытая или явная пропаганда агрессии, алкоголя, засилье жестокости, бесконечная стрельба . То есть идет целенаправленная атака на умы. Постоянный просмотр подобных вещей не проходит бесследно. У человека формируется аналогичное идее фильма сознание. Дети же и подростки вовсе могут просто перенести в жизнь идеологию фильма, книги, игры.

Считаю, что фильтрацию фильмов, идущих в массы, было бы неплохо осуществлять на государственном уровне. Не путая это с цензурой. Кино должно учить хорошему, пробуждать лучшие качества в человеке, побуждать к положительным действиям, воспитывать патриотизм.

Много среди приверженцев прозападной культуры молодежи. Когда я вижу своих ровесников, современников, отторгающих свои корни, считающих исконные традиции элементом отсталости, мне не по себе. Несомненно, не надо избегать нового, прятаться от современности, уходить назад. Но думаю, что нужно брать лучшие стороны новых явлений и не забывать об истоках, полностью отсекая их.

К сожалению, немало среди нас молодых, уже впитавших в себя всю суть такого влияния и живущих по новым меркам, единственно правильным, по их мнению. Например, нередко молодые пары не желают жить совместно с родителями. Хотя это традиция, незыблемый и очень хороший обычай казахского народа. Надо отметить, что и дети, выросшие в семье, где есть бабушка, дедушка, как правило, воспитываются в духе национального сознания. Составляющими которого являются уважение к истории, почитание стариков, забота о ближнем.

Я вижу это на своем примере. Мы живем вместе с родителями. И мои дети, два сына и дочь, слава Всевышнему, растут, впитывая мудрость старшего поколения.

- Раз речь зашла о молодежи, затронем другую актуальную тему. Согласно статистике большая часть приверженцев новых, чаще деструктивных религиозных течений – именно молодежь. Как Вы относитесь к этому?

- Как я уже говорил, мой дед был аульным муллой. С самого детства передо мной был пример верующего человека. Жить в соответствии с канонами Ислама, Кораном, делиться знаниями, никого при этом не осуждая – вот основные принципы, которых придерживались и придерживаются истинные верующие.

Сегодня много течений, трактующих по-разному Коран, исповедующих неизведанные ранее постулаты, отличающихся и внешним видом и внутренним наполнением, хотя главный фактор веры, по-моему, это внутреннее содержание, а не форма.

Звучат и мнения относительно неправильности традиционного Ислама, который проповедовали, кстати, наши предки. Ведь казахи не первый век исповедуют Ислам. Тысячелетиями степь жила по законам шариата. Потому и большинство казахских традиций созвучны Исламу. И сегодня отрицать многовековую историю, традиционный Ислам, насыщенный культурой казахского народа, звучащий в унисон ментальности степняка, считаю нелепым. Конечно, религия Ислам едина. Но никто не будет отрицать, что взаимодействие культуры и религии рождает новый, адаптированный к конкретному народу, региону формат. И это вполне естественный процесс ассимиляции.

Насчет молодых, уходящих в другие, чуждые нам течения. Однозначно, я против этого. Считаю, что это происходит от недостатка духовного воспитания, вакуума в душе, который они заполняют, и отсутствия знаний основ религии.

Большое зло в этом плане исходит от Интернета. Минуя границы, целевые проповеди попадают к нам, заражают умы, отравляют сердца. Поэтому нужно быть осторожным при изучении религии, читать литературу, рекомендованную Духовным управлением мусульман Казахстана. Сейчас проводится большая работа, направленная на профилактику этого явления, и это отрадно.

- Считается, что свою истинную сущность человек обнажает в радости или горе. Как думаете вы?

- Казахи говорят, что отчаянная радость сродни большому горю. Имея в виду эмоциональную составляющую.

И еще есть поговорка: «Дно терпения-чистое золото». В ней и заключено мое отношение к испытаниям радостью или неудачами. В любой ситуации нужно уметь сохранять терпение, не терять самообладания. Сохранять сабыр - терпение учит, кстати, и Ислам. Как я уже говорил, в любой ситуации нужно помнить, что все происходит по воле Всевышнего.

- Что Вы вкладываете в понятие духовная чистота?

- Прежде всего, это стремление быть выше всяческих соблазнов. Умение трудиться над собой. Быть в ладу со своей совестью. Стремиться каждый день давать себе отчет своим деяниям. Самому себе честно отвечать на неудобные вопросы. Обидел ли я кого-нибудь сегодня? Все ли сделал правильно, по уму и по сердцу? Взять за привычку каждый день побеждать один свой недостаток, то есть стремиться совершенствовать свой нрав. И я понимаю, что это и есть самый важный и нужный джихад. Борьба со своими пороками, умение противостоять соблазнам, возвыситься над бренностью преходящего мира. Стремиться к тому, чтобы не причинять никому зла, намеренно или ненамеренно.

И каждый должен начинать с себя, своей семьи, то есть подавать личный пример.

- Благодарю Вас за интересную беседу!

Автор: Зарина Нокрабекова
Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.