Шакир Ибраев: «Наши прадеды жили в гармонии с Великой степью»

18 Марта 2013 / 1287 / ()
Шакир Ибраев: «Наши прадеды жили в гармонии с Великой степью»

В Наурыз даже камни становятся мягче…Астана вместе со всем восточным миром готовится и ждет Наурыз – символ долгожданной весны. Когда-то незаслуженно забытый и возрожденный с обретением независимости Наурыз, без преувеличения, стал одним из любимых праздников казахстанцев. О значении праздника Наурыз, его философии и значении для степного народа «Вечерней Астане» рассказывает президент Тюркской академии, профессор Шакир Ибраевич Ибраев.

- Наурызу посвящено немало статей, написаны десятки книг. В чем философия этого праздника на Ваш взгляд?

- Философское значение праздника обусловлено жизненной деятельностью, менталитетом, характером, обычаями и традициями народа. Наурыз – это праздник «Нового дня», когда природа начинает новую жизнь после долгой зимы. Согласно мифологии, в ночь с 21 на 22 марта в степи бродил Кызыр ата – вестник благодеяния, символ нового солнечного луча. Степняки верили, что старец Кызыр дарует людям богатство, счастье. По легенде, когда он бродил в степи, даже зеленый священный камень Самарканда становился мягким. Кстати, камень из обсерватории великого астронома Улугбека, также связан с Наурызом. По преданию, камень располагался так, что солнечные лучи падали на него лишь раз в году – 22 марта. По традиции в этот день принято просить прощения за ошибки и прощать других. «Даже синий камень Самарканда смягчается, так неужели ты тверже камня?» Именно этими словами мудрецы останавливали ссоры и примиряли стороны. Кстати, сведения о праздновании Великого народного праздника степными кочевниками встречаются еще в древнегреческих и китайских письменностях. Особенно красочно празднование Наурыза кочевыми народами Средней Азии описывает греческий историк Квинт Гурций Руф.

- Традиционно Наурыз – символ обновления природы, весеннего равноденствия. С чем ассоциируете его Вы?

- Я думаю, для каждого человека наступление Наурыза ассоцируется с солнечным днем, теплотой, облачением природы в зеленый цвет. Наши прадеды, усвоившие таинственные секреты природы, жили в гармонии с Великой степью. Скот для них был не только средством пропитания или передвижения, но и своеобразным связующим звеном с природой. Приспосабливая все жизненные обряды к различным явлениям природы, устанавливая друг с другом хозяйственно-культурные отношения, они сформировали своеобразную философию жизни. В народе есть такое образное выражение «Жер-ананың тон кеудесі жібігенше, төс емшегі иігенше кетпен-шотың сайлы болсын, кер өгізің майлы болсын», из которого явственно видно, насколько быт народа находился в прямой зависимости от явлений природы.

- Наурыз для некоторых лишь праздник с фольклорно-этнографическим оттенком, где на первое место выходят внешние атрибуты, такие как юрта, национальная одежда, показ народных традиций. Как -по вашему, в чем все же глубина праздника весны?

- Общая культура обычно делится на предметную и духовную, крепко связанные между собой категории. Именно эти культурные цели нашли свое воплощение во время празднования Наурыза, что вполне закономерно. В основе философского значения этого праздника лежит глубокий познавательный, воспитательный, обучающий смысл. Поэтому этническая история, философия, менталитет народа должны обязательно найти свое яркое отражение. 

Наурыз – это праздник, призывающий человечество к доброте, солидарности, учит быть снисходительнее к слабостям других. В это время принято желать друг другу только хорошее, получать благословение аксакалов. По- особому тепло люди здороваются в эти дни, звучат пожелания изобилия, благополучия.

Все это, безусловно имеет воспитательное значение, учит беречь Отчизну, любить нацию, способствует укреплению единства. В старину молодежь в праздничную ночь каталась на алтыбакане, играла в различные национальные игры, состязалась в импровизации, проверяла себя в риторическом искусстве. Во время Наурыза казахская степь наполнялась музыкой, отовсюду были слышны песни, исполнялись кюи, щеголяли мастерством краснобаи и ораторы.

Сейчас во время празднования Наурыза также стараются передать самобытность и удивительную чистоту праздника, хранящего в себе глубокий смысл – единения с природой, благословления Всевышнего , радость от встречи весны… Считаю, что такие мероприятия являются важным инструментом в воспитании молодого поколения, сохранении национальных ценностей, передаваемых из поколения в поколение.

Самый красивый обряд во время великого народного праздника Наурыза – это традиция встречать предрассветную утреннюю зарю. В это время матери в белых головных уборах, наливая «белое» в тостаган (чайную чашку) выходили на улицу и стоя лицом к солнцу, брызгали в его сторону содержимое чаши, совершали поклон. Они просили: «Восходу утра и солнцу преклоняемся, даруй нам благополучие, изобилие скота». Белобородые старики, подставляя ладони предрассветному зареву, и прикасаясь ими ко лбу, желали благополучия стране, молодому поколению. Люди, навещали друг друга, отведывали блюда, приготовленные на праздник, желали хорошее друг другу.

Исторически сложилось так, что в период правления казахских ханов, раз в год традиционно готовился ас (угощение) и проводился шулен тарату –раздача специально приготовленной еды всему народу. Понятие слова шулен идет от доброты, радушия, гостеприимства, у казахов хлебосольного человека называли «өзі бір шүлен адам» – это щедрый человек.

- Слышала, что раньше в день Наурыза приносили в жертву быка.

- Этот обычай идет от древних тюрков. Они жертвовали животное в честь прихода нового дня в период наступления Наурыза. Это связано с понятием «Наурыз төлі» (молодняк Наурыза). Если в месяц наурыз скотина приносит приплод, казахи оценивали это как добрый знак, сулящий прибавление в хозяйстве, изобилие, и с особым усердием заботились о нем. Этот молодняк не продается и никому не преподносится в качестве дара.

Приготовление основного атрибута Наурыз мейрамы – наурыз коже с семью ингредиентами также имеет глубокую содержательную философию. Семь составляющих продуктов блюда связаны с мировосприятием и открытостью народа. Казахи вообще с трепетом относятся к цифре семь. Вспомните, 7 поколений,7 ценностей, 7 пластов земли, 7 небесных светил, 7 ночей, 7 канонов и других устойчивых понятий, которым казахи придавали и придают большое значение. Состав наурызкоже видоизменялся в различных регионах, но цифра семь, то есть наличие семи ингредиентов никогда не нарушалось. Наурызкоже - символ народной щедрости, гостеприимства, радушия, специальное блюдо для угощения, который подают только в Наурыз. Поэтому у казахов есть прекрасные слова: «Единая трапеза одного дня – на сорок дней благополучия».

В великий день, как считали люди, небеса «освящались» светом. В этот день народ искренне ликовал, свято веря во всемогущество Неба.

Мальчикам дарили скакунов, вкладывая в это особый сакральный смысл, чтобы стали настоящими джигитами, воинами. В Наурыз проводили сватовство, именно в этот день метили животных, веря, что это принесет достаток в дом, новорожденным давали такие имена, как Наурызбай, Мейрам, Наурызгуль . Чтобы год был благополучным, посуду наполняли молочными продуктами. Традиционный щедрый дастархан – символ изобилия, сытой и спокойной жизни, накрывают и по сей день.

- Ваши пожелания читателям «Вечерки»

- Поздравляю весь народ Казахстана с наступающим Наурыз мейрамы! Желаю мирной жизни и благополучия во всем, процветания нашей суверенной республике. Как можно больше светлого и радостного в жизни, достатка и единства!

Автор: Зарина Нокрабекова

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.