Улан Каражигитов: «Первый клиент – это важно»

29 Июля 2013 / 841 / ()
Улан Каражигитов: «Первый клиент – это важно»

Мы продолжаем рассказывать о молодых предпринимателях, однажды вдохновившихся идеей и превративших ее в бизнес. Наш сегодняшний герой – Улан Каражигитов – руководитель и совладелец интернет-магазина BFF.kz.

История создания компании началась с… недовольства. В 2010 году Улан вместе со своим другом Рустамом Карымовым столкнулся с плохим сервисом в магазине электроники и увидел в этом не проблему, а возможность исправить ситуацию. 

– Мы решили попробовать создать собственный интернет-магазин. Выделили из личных сбережений бюджет, в общем он составил 15 тысяч долларов, и полностью закупили на них товар. Это были деньги, которыми мы готовы были рискнуть. Распродав все за пару месяцев, поняли, что это рабочая модель и дальше ее нужно просто развивать, – рассказывает Улан.

Через полгода после старта ребята осознали, что продукция Apple, которую они реализуют, стоит дороже остальных популярных товаров в Интернете, таких, как книги или диски, и для ее покупки человеку не хватает некоего шоурума. Фаундеры привлекли к этому делу инвестора и вместе с ним открыли бутик в Астане (ТЦ «Керуен»), чуть позже оффлайн-магазин появился в Алматы.

– В какой момент решили делать что-то свое?

– Желание заняться бизнесом появилось с момента создания семьи, когда ты видишь свои силы и ресурсы и понимаешь, что есть отрасли, в которых можно реализовать себя лучше, чем работая на кого-то. Любая идея зависит от реализации. Она может прийти к 10 людям, и это будет 10 бизнесов с разной степенью успешности. Кто-то станет мировой компанией, кто-то обанкротится в первый же месяц. Наша философия такова: если есть идеи, мы пытаемся их реализовать и наблюдать за эффектом. BFF начинался именно так.

За день до запуска интернет-магазина к нам поступил заказ. Человек нашел через Google нужный ему товар и оформил его у нас. Это был хороший знак. 

– На сегодняшний день в вашей команде около 15 человек. Как происходит отбор сотрудников, и есть ли какие-то принципы работы в BFF?

– У нас два направления – люди, работающие в магазинах, и команда, отвечающая за интернет продажи. Периодически мы объявляем о вакансиях, проводим собеседования. Исключительно личный контакт. Все наши подходы достаточно новые – как в традиционном ритейле, так и онлайн. Мы делаем упор на молодых людей, недавно окончивших университет или еще продолжающих учебу. Стараемся принимать таких ребят, которые хотят развиваться, могут взять на себя ответственность, не стесняются. Важна заинтересованность в результате, а это как раз есть у молодого поколения. Продавцы, которые у нас работают, отличаются от остальных, у них много обязанностей помимо основной работы – посты, советы и ответы в Интернете. Так мы понимаем, у кого какой потенциал. Наша задача как руководителей – подтягивать слабые стороны сотрудников и культивировать сильные. Мы не обещаем золотые горы, зарплаты сотрудников – среднерыночные, но люди развиваются, учатся.

– Подозреваю, что если бы не ваша популярность в Интернете, бизнес развивался бы не так быстро…

– Тут вопрос не столько в популярности, сколько в открытости и прозрачности нашего бизнеса. Мы сразу заявили, что интернет-магазин BFF запускают Рустем Карымов – мой партнер в Алматы и я, Улан Каражигитов. Вот товары, вот цены. Завтра по любым вопросам можете обратиться к нам. Мы делаем магазин таким, в котором покупали бы мы сами и наши друзья. Собственно BFF и означает Best for friends (Лучшее для друзей). Люди не знали, кто мы такие, но они видели, что это реальные люди с контактами. Это было нашей основной фишкой, и это, наверное, стало залогом успеха.

– Дружба и бизнес. Насколько эти понятия совместимы, и до какого времени?

– Здесь все зависит от интеллекта, бизнес-подготовки, компетенции. Это как создание семьи. Кто-то сходится и расходится по 3-4 раза, кто-то – навсегда. Это не так, что Серик и Берик договорились работать без документов. У нас все четко прописано, и пока не было таких моментов, где бы мог возникнуть конфликт. Конечно, если люди хотят ругаться и придираться, то они всегда найдут тему. Если смотреть в одну сторону, быть примерно одного уровня в развитии, то проблем не будет. Это тонкий процесс. Все индивидуально.

– У вас налажен весьма тесный контакт с клиентами. Насколько оправдана такая забота о них?

– Мы знаем всех наших клиентов первых трех-четырех месяцев. Первый клиент – это было важно, благодаря ему мы поняли, что можем развивать это дальше. Ради них готовы в лепешку разбиться, чтобы все было идеально. Сейчас знать всех невозможно, потому что это тысячи людей. Но онлайн покупатель попадает в нашу клиентскую базу, мы стараемся следить, как он живет, все ли у него хорошо. Если завтра у него возникнут вопросы, мы должны первыми ответить на них. В этом году у нас был 10-тысячный покупатель, которому мы подарили подарочный канцелярский набор. Сейчас нумерация немного изменилась, и недавно у нас появился тысячный клиент. На 8-ое марта дарили цветы девушкам, заходившим в наши магазины.

– Планируете ли открытие магазинов в других регионах Казахстана?

– Мы понимаем свои преимущества и можем представлять бренды, которые не продаются в Казахстане. Весте с тем, хотим пробовать новый формат торговли не только в Астане и Алматы, но и в других городах страны. Будем развивать симбиоз онлайн и оффлайн коммерции.

– Последняя прочитанная Вами книга.

– В моей библиотеке много бизнес-литературы. Около 15 книг я еще не начал читать. Сейчас с собой у меня «Управление спросом» Адриана Сливоцки. Для каждой книги нужно созреть. Какие-то книги читаешь в нужное время, и тогда она максимально полезна, какие-то – сейчас неинтересны, но покупаешь на будущее.

У нас в компании есть корпоративная библиотека. Каждый месяц собираем заявки. Положительно относимся к тому, что наши сотрудники развиваются, а книги – самый действенный и эффективный инструмент.

– Бизнес с нуля. Насколько это реально?

– Скорее всего, это нереально. Шарлатанство. Когда мы начинали, у нас был не просто первоначальный капитал, но и голова на плечах. На тот момент каждый из нас проработал в этой отрасли около восьми лет. 15 тысяч долларов – не много и не мало. Будь мы богаче, стартовали бы и с 30-ю и 100 тысячами. Просто это были деньги, которыми мы могли рискнуть. Неважно, сколько денег, в итоге это либо пошло, либо нет. Нельзя за короткий промежуток получить какие-то базовые знания и применить их. Мы работаем в BFF третий год, сейчас для нас бизнес открылся совсем по-другому, потому что мы приобрели опыт, которого не было.

– Что посоветуете молодым стартаперам?

– В любом бизнесе нужны глубокие знания в каком-либо предмете. Если ты специалист в узкой области, рано или поздно ты поймешь, как на этом зарабатывать хорошие деньги. Самое простое, как говорил Джонатан Айв, дизайнер компании Apple, решить текущие проблемы. Каждый день ты ходишь по дороге, на которой лежит бревно и все об него спотыкаются. Самое простое – убрать его. Но подход Apple был не в том, чтобы решать существующие проблемы, они создавали новые продукты, о которых люди даже не догадывались. Это более глубокий подход, высший пилотаж.

Молодым людям как раз нужно решать насущные вещи. Выйти на улицу, подловить моменты, которыми ты недоволен, задуматься, можешь ли ты это исправить. Человек с предпринимательской жилкой видит возможности там, где другие видят проблему. Мы увидели проблему в плохом предложении техники Apple в Казахстане. Посчитали, что на этом фоне можем отличаться и отличаемся. Для рынка у нас феноменальный результат: из более чем 200 официальных магазинов мы занимаем 10 процентов всего рынка. Мы долго искали фишку. У нас получилось, и это хорошо. Могло не получиться, тоже не страшно. Нужно правильно рассчитывать риски, а не опускать руки после первого проваленного бизнеса. Людям без опыта надо привлекать партнеров, вдвоем легче что-то делать.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.