Жанна Байтемирова: «Первая пятилетка индустриализации диверсифицировала промышленность»

12 Августа 2014 / 1909 / ()
Жанна Байтемирова: «Первая пятилетка индустриализации диверсифицировала промышленность»

Подписание Главой государства Нурсултаном Назарбаевым Указа об утверждении второй пятилетки индустриализации открывает новую веху в казахстанской промышленности. Предварительные результаты Государственной программы по индустриально-инновационному развитию, или первой пятилетки, показали, что с начала ее реализации отечественная промышленность поднялась на качественно новый уровень. Об особенностях и достигнутых показателях первой пятилетки индустриализации, а также об основных задачах «ГПИИР-2» корреспонденту «Вечерней Астаны» рассказала директор Центра регионального развития и местной промышленности АО «Казахстанский институт развития индустрии» Жанна Байтемирова.

 - Жанна Сериковна, как Вы считаете, достигнуты ли в полной мере те целевые индикаторы, которые были поставлены ФИИР 2010-14? Удастся ли форсировать темп индустриализации в рамках второй пятилетки?

- Необходимо отметить, что первая пятилетка индустриализации была начата в непростое время в разгар глобального экономического кризиса, когда в большинстве стран наблюдались деиндустриализация и секвестр бюджета по большинству программ развития.

По сути, ГПИИР стала отчасти антикризисной программой и позволила сохранить занятость и экономический рост на фоне значительного сокращения производства на таких предприятиях, как Миттал Стил (20%) и Казазот. Главной целью первой пятилетки стало обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Спустя 4,5 года после начала реализации программы мы достигли существенных результатов.

С запуском ГПИИР произошли качественные сдвиги в развитии промышленности. По валовой добавленной стоимости темпы реального прироста в несырьевом секторе опережают темпы в сырьевом. В 2013 году прирост в несырьевом секторе составил 30,4%, к 2008 году, а в сырьевом – 19,4%.

Первая пятилетка позволила диверсифицировать структуру обрабатывающей промышленности. Больше всего увеличилась доля производства продуктов нефтепереработки, машиностроения и легкой промышленности. Благодаря этому к двум прежним лидерам по удельному весу в обрабатывающей промышленности (металлургия и производство продуктов питания) добавились такие технологичные отрасли как машиностроение и производство продуктов нефтепереработки.

В целом из 104 целевых индикаторов ГПФИИР по итогам 2013 года, то есть за год до окончания первой пятилетки, степень достижения составила 83%.

- Мировой опыт показал, что для проведения индустриализации в полной мере необходимы как минимум пару десятков лет. Казахстанская программа ИИР реализуется с 2010 года, но уже достигнуты неплохие результаты. Тем не менее программа показала, что она требует доработок и развития. Что изменится, и на каких отраслях будет сделан упор? Каких экономических показателей планируется достичь во второй пятилетке?

- «ГПИИР-2» будет сфокусирована на развитии обрабатывающей промышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секторов, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффективном отраслевом регулировании. В частности, были выбраны 6 приоритетных отраслей обрабатывающей промышленности: металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов и пищевая промышленность.

В 2019 году предполагается достичь прироста объемов произведенной продукции обрабатывающей промышленности на 43% к уровню 2012 года. Предполагаемый рост валовой добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности составит не менее чем 1,4 раза в реальном выражении. Настолько же вырастет и производительность труда. Что касается стоимостного объема несырьевого экспорта, то эта величина вырастет не менее чем в 1,1 раза.

К концу второй пятилетки также планируется снизить энергоемкость обрабатывающей промышленности на 15 %. Пожалуй, важнейшим моментом «ГПИИР-2» станет создание порядка 30 тысяч рабочих мест.

- Как реализовывается программа ИИР в столице? коснулась программа ИИР столицы? Чего удалось здесь добиться за годы индустриализации?

- По городу Астана в рамках Карты индустриализации реализуется 26 проектов на общую сумму более 451 млрд. тенге. Наибольшее количество проектов приходится на стройиндустрию и деревообрабатывающую промышленность – 6 проектов, машиностроение – 7 проектов, переработку сельхозсырья – 3 проекта.

Отдельно хочется выделить проект по производству электровозов, инициатором которого стало ТОО "Электровоз құрастыру зауыты". Проект позволит не только создать крупное производство, стоимостной объем произведенной продукции которого исчисляется миллиардами тенге, но и создать более 300 рабочих мест. Ставший одним из локомотивов отечественного транспортного машиностроения, завод дал мощный импульс для развития сопутствующих производств по передовым мировым моделям с возможностью дальнейшего позиционирования на рынке СНГ. Немаловажная роль и в увеличении в ВВП доли продукции с высокой добавленной стоимостью.

В целом за период с 2010 по 2013 годы в рамках Карты индустриализации введено в эксплуатацию 19 проектов на общую сумму 91 миллиард тенге и создано около 2 тысяч постоянных рабочих мест.

Во втором полугодии будут введены еще 3 проекта на общую сумму 126 миллиардов тенге с созданием более 400 рабочих мест.

- Существенной критике подвергается казахстанское производство, в частности автомобилестроение, которое окрестили «отверточным». Возможно ли, по Вашему мнению, преобразовать это производство в полноценное с высоким содержанием казахстанской доли?

- Безусловно, да. И сегодня в этом направлении ведется большая работа. В автомобилестроении, согласно прогнозам, уровень казахстанского содержания к 2017 году должен достигнуть 50%. На сегодняшний день динамичное развитие наблюдается и производстве железнодорожной техники. Данные сектора занимают от общей доли производства машиностроения 18,3% и 16,2% соответственно.

На данный момент уровень локализации в отечественном автомобилестроении достигает 31%. В значительной степени эта цифра обеспечена за счет добавленной стоимости операций по сборке и некоторых элементов электрики автомобиля.

На 2016-2017 годы намечен запуск производств широкого спектра комплектующих: бамперов, сидений, бензобаков, систем выхлопа. В 2018 году начнут выпускать штампованные детали кузова, подвески и рулевого управления, а также элементов трансмиссии. Уровень локализации в железнодорожном машиностроении в производстве тепловозов составляет 32%, в производстве грузовых вагонов – 30%, в производстве маневренных тепловозов – 32%.

На 2014-2017 годы намечен запуск производства железнодорожных рельсов по технологии компании Siemens VAI, локомотивных дизельных двигателей по инновационным технологиям General Electric, а также производство пригородных поездов по технологии компании «PatentesTalgoS.L.».

В условиях ТС и Евразийского экономического союза открываются широкие перспективы для рынка сбыта. При этом Казахстан планирует к 2020 году реализовывать на российском рынке до 100 тысяч автомобилей собственного производства. Следует отметить, что привлечение инвестиций для открытия новых импортозамещающих производств и наличие объемов сбыта продукции машиностроения обеспечат возможность локализации выпуска комплектующих и реализации экспортного потенциала страны.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Тимур Аубакиров

Тимур Аубакиров