Генеалогия Чингис-хана

9 Июля 2009 / 2135 / ()
Генеалогия Чингис-хана

Мерной благородной поступью настоящее уходит в прошлое. Время покрывает его плотной завесой тайны и неизвестности. Но эти две ипостаси времени сплетены живыми нитями, тонкими и прочными одновременно. И покуда жива многовековая не тлеющая человеческая память, прошлое будет жить в настоящем и уверенно идти в будущее. Эта истина стара как мир. И кому как не Гизату Табулдину, директору Научно-исследовательского центра чингизхановедения при университете Туран-Астана, академику Всемирной академии имени Чингис-хана в Монголии, знать об этом. Он один из авторов уникального в своем роде культурологического и исторического проекта «Генеалогия Чингис-хана».

- Как биолог-географ увлекся генеалогией Чингис-хана? С чего все началось?

- Дело в том, что мы занимаемся генеалогией, и этот аспект наряду с историческим, является культурологическим. Со времен чингисхановых войн минуло уже более восьми веков, и все это время человечество пытается постичь феномен личности завоевателя. По горячим следам, через 13 лет после смерти Чингис-хана, было написано монгольское «Сокровенное сказание». Одно за другим появились исследования китайских, мусульманских авторов, описания и свидетельства первых европейских путешественников, чьи маршруты пролегали вглубь Азии, интерес этот не угас и по сей день.

Тень Чингис-хана нависает над континентами в виде военно-философской доктрины. Для европейцев он выглядит варваром, жестоким завоевателем, а на Востоке его почитают как основателя Великой Номадийской империи, гения военного искусства, великого полководца, генералиссимуса раннефеодальной Номадийской империи, говоря современным языком. Созданная им империя была сдерживающим фактором развития китайской империи и дала возможность образования протогосударств современного мира на евразийском континенте.

Что касается шежире, я работаю в соавторстве с человеком больших энциклопедических знаний, коллекционером Анатолием Оловинцовым. Этот проект мы осуществляем с 2000 года, и сейчас вышли на уровень, когда с нашим трудом знакомятся классические историки. Работа вызвала интерес руководства страны, потому как она имеет глобальные масштабы: шежире – это история не только казахов, но и всего евразийского континента.

Сейчас наша работа распространена (физически, а не виртуально) в более чем 15 государствах. В Казахстане труд хранится в Президентском центре культуры, в нескольких музеях, Национальной Академической библиотеке, используется в ряде учебных учреждений как наглядное пособие.

Мы уже прошли несколько экспертиз, в том числе и за рубежом (Татарское отделение филиала Академии Наук Российской Федерации). Первая экспертиза была проведена институтом Истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова при АН РК в 2007 году. Проводил ее наш известный ученый, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Ахмет Токтабай. Он дал высокую оценку нашему труду, но были некоторые критические замечания. Аналогичную экспертизу делал руководитель Президентского центра культуры, выдающийся тюрколог, профессор Мырзатай Жолдасбеков. Я приходил к нему еще задолго до окончания труда, с черновиками, обрывками бумаг, он давал советы, делал замечания, и работа постепенно вошла в русло истинно научного направления.

Интерес к Чингис-хану зародился еще в раннем детстве. Я помню, в учебниках истории 4-5 классов была тема «Формирование татаро-монгольского ига». Еще тогда я думал, почему я должен говорить о своих предках плохо»? Чингис-хан - единственный военачальник, творец империи, который умер в атмосфере любви. Он лежал на смертном одре, а его окружали дети, внуки, военачальники. Вы знаете, Александр Македонский был похоронен на чужбине, на территории Афганистана, Наполеон, отвергнутый и своими, и чужими, умер на острове Святой Елены. Дело, конечно, в пассионарности личности Чингис-хана, человека длинной воли, мечтавшего принести благо своей семье и экстраполировавшего эту цель на этнос в целом. Он завоевал и объединил в свое время более 40 протогосударств.

Этнос «монгол» появился в научном обороте через 100 лет после смерти Чингис-хана. Дело в том, что на территории, где родился полководец, жили тюркско-монгольские племена, и этнос сформировался в котле гражданской войны путем консолидации шести родоплеменных объединений. Это было первое номадийское государство. Отсюда ясно, что генеалогия Чингизидов является несущей конструкцией современной истории. Подтверждением тому является интерес, который проявляют зарубежные ученые к личности «Потрясателя Вселенной». Так, в настоящее время глава генографического проекта журнала «National Geographic» Спенсер Веллс из США в рамках своей исследовательской деятельности занимается ДНК-генеалогией Чингизидов. В Вашингтоне «Потрясателю Вселенной» установлен бронзовый памятник. На территории самой Монголии строится грандиозный памятник из нержавеющей стали, высотой 50 метров, весом в 72 тонны. Его открытие в 2010 году станет событием международного уровня.

Вообще в Европе, США стало культурой сегодняшнего дня - знать свое прошлое. То есть традиция номадов – знание семи поколений – стала всеобъемлющей. На мой взгляд, сегодня территории современной Монголии и Казахстана становятся исторической Меккой для исследователей.

- Какие места проживания потомков Чингис-хана Вы посетили?

- Я выезжал в Кокшетау, Алматы, Омск, Монголию. Кстати, большую помощь оказали семейные архивы. Первоначально мы не планировали «выходить» на современников. Но постепенно по мере исследования, начали работать с потомками казахских ханов, султанов, торе-Чингизидов. Ко мне приезжали люди с Ермоловки, привезли материалы потомка Касым-султана – отца Кенесары-хана. Богатые сведения предоставили потомки Даир-султана, Барак-султана. Последние живут в Атбасаре Акмолинской области. В Кокшетау живут потомки Абулхаир-хана и Абылай-хана. По сведениям института Истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова, в Казахстане проживает 1,5-1,6 процентов Чингизидов. По нашим данным - до 2 процентов. В мире же насчитывается до 16 миллионов носителей генов Чингис-хана.

В ходе работы над картой на основе открытых архивных материалов, встреч с людьми, путешествий по Казахстану мы собрали богатый фактологический материал, охватывающий 800-летнюю историю. Сегодня нам высылают материалы из России, Татарстана, Китая. В результате в настоящее время мы имеем данные на пять тысяч человек, из них уже обработаны более трех тысяч.

- Какова информационная наполняемость вашей работы?

- Данной работе не будет завершения. Почему? Потому что мы не являемся основателями этого генеалогического древа. Генеалогия Чингис-хана была описана уже через 13 лет после его смерти в «Сокровенном сказании». И в своей исследовательской деятельности мы опираемся на труды Рашид ад-Дина («Сборник летописей»), Чжао Хуна («Полное описание монголо-татар»), арабского историка Ибн ал-Асира («Всемирная история») и других. Но в отличие от этих работ, наше древо отражает полные сведения об исторической личности, то есть оно читаемо, наглядно, обсуждаемо и прозрачно.

Хочу привести пример. Я вел ознакомительную беседу со студентами Евразийского Национального университета, и одна из слушательниц затем ко мне подошла, чтобы поблагодарить за наше шежире, который помогло ей без труда сдать экзамен. Ведь таблица наглядно демонстрирует, как формировалась наша история, как она протекала. И я понял, что мы не зря с Анатолием Григорьевичем взялись за этот труд. Сейчас мы заканчиваем книгу «Чингизиды: ветви одного могучего древа».

- Когда она выйдет в свет?

- Я думаю, к осени она будет издана. В ней будет рассказано о трех тысячах исторических личностях и современниках.

- Какие интересы помимо исследовательской работы у вас есть?

- Живописью, я увлекался ею с раннего детства. В начале 1990-х годов, в период острой безработицы, я решил свои творческие силы попробовать на деле, обратился к своей любимой теме номадов. Я и сейчас рисую. Так, намерен нарисовать Чингис-хана, прототипом его образа будет известный актер Аль-Тарази (Тунгышбай Жаманкулов).

«Генеалогия потомков «Потрясателя Вселенной» Чингис-хана есть поступь веков отечественной истории, иммунитет для настоящих и будущих поколений государствообразующего этноса». Это своего рода вывод, который я вынес из своей работы. Почему? Потому что современный мир – это борьба за недра, борьба за культуру, борьба за язык. На мой взгляд, этнос, который не знает своей культуры и прошлого может затеряться в современном конкурентном мире.

Автор: Динара Ибраева

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.