История служения народу Кошке Кеменгерова

27 Мая 2014 / 3359 / ()
История служения народу Кошке Кеменгерова

Конец XIX-начало XX века. Это время, ознаменованное мощными политическими и социально-экономическими потрясениями, породило плеяду выдающихся деятелей казахской интеллигенции Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Халела Досмухамедова... Среди них особое место заняла личность писателя, драматурга, литературоведа, ученого Кошмухамбета Кеменгерова. В преддверии Дня памяти жертв политических репрессий и голода о жизнедеятельности Кошке мы поговорили с его внуком, старшим преподавателем кафедры казахской и русской филологии Евразийского гуманитарного института Ризабеком Кеменгеровым.

«… Не видно луны, аул спал. Под сенью темной ночи, у густого тальника, вздыхает Карашаш. Телку с саврасым на базар погнала, И встретила там человека я плохого Сумела бы прижать его к земле, Но как нарушу родительское слово? Кого ждет в темноте ночи, на безлюдье, Карашаш? Своего возлюбленного, с кем делила радость и веселье. Прощальная ночь. Все тело горит от безысходности судьбы. Карашаш завтра уходит. Согласна ли ты, любимая? Карашаш промолчала, комом застряли слова, из глаз потекли горестные слезы. Отец – мать, отец – мать. Останутся объектом раздора, чьими-то врагами. Я готова ради них пожертвовать собой. Взлелеянная родителями, а теперь проклятая, где мне найти отраду?! Я, как протухшее яйцо, ради благополучия родителей ухожу с нелюбимым. Прошел месяц, год. Связав свою судьбу с нехорошим человеком, прошла и горькая жизнь Карашаш. Жалкая, приравненная к скоту, зачем я послушалась отца и мать? Почему взывала к совести? Отчего не ушла с любимым? Разве стали родители опорой в трудную минуту? К чему привела теперь моя жертвенность? Эти мысли терзали Карашаш. Закатилось жизни колесо, погасла лучина счастья. Униженная и оскорбленная злостной свекровью, битая ненавистным мужем, захлестнуло ее неутешное горе. Наступила темнота. Почему взывала к совести? Почему не ушла с любимым? С этими словами Карашаш шагнула в темную могилу».

Этот короткий рассказ Кошмухамбета Кеменгерова «Карашаш», опубликованный в журнале «Әйел теңдігі» в 1927 году и рассказывающий о нелегкой женской доле, на русский язык для нашей газеты перевел Ризабек Кеменгеров. 

Надо сказать, что Кошмухамбет был не только писателем, но и видным ученым. Его труды по литературе, лингвистике, журналистике, истории, естествознанию, агрономии, медицине, которые еще в двадцатых годах прошлого столетия получили высокую оценку Алихана Букейхана, Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймауытова, Магжана Жумабаева, Мухтара Ауэзова, Смагула Садвакасова, сегодня только начинают изучать. Еще понадобится немало времени, чтобы отечественные ученые всерьез занялись исследованием богатого наследия талантливого сына казахского народа.

Выбрал иной путь

Кошмухамбет Кеменгеров родился в 1896 году в ауле Каржас Покровской волости Омского уезда Акмолинской области (ныне это территория Российской Федерации, современного Одесского района Омской области). С малолетства Кошке, как его называли многие, не знал материальной нужды. Воспитанный в многодетной, преуспевающей семье, он мог продолжить дело отца, успешно заниматься торговлей в городе, но выбрал другой путь.

Обучившись азам грамоты у аульного муллы, юноша приехал в Омск постигать образование и науку. Окончив Омскую приходскую школу, решил продолжить обучение в новом учебном заведении города – Омском среднем сельскохозяйственном училище. Здесь получили хорошее образование многие казахские дети. Среди них особо можно отметить крупного государственного деятеля, писателя, публициста Смагула Садвокасова, общественных деятелей Мухтара Саматова, Бирмухамеда Айбасова и других. Успешно окончив это заведение и получив агрономическую специальность, чуть позже Кошке Кеменгеров становится студентом Западно-Сибирского медицинского института. В этом учебном заведении он проучился четыре года. За время обучения им были написаны научно-исследовательские труды по истории и литературе родного народа, ряд известных художественных произведений. Но политическая ситуация в Омске резко начала меняться не в лучшую сторону для писателя Кеменгерова. Как и многие его бывшие соратники и единомышленники по партии «Алаш», он в 1924 году решает покинуть родной Омск. Местом его дальнейшей работы стал Ташкент, куда уже приехали такие представители интеллигенции казахского народа, как Халел Досмухамедов, Мухтар Ауэзов, Магжан Жумабаев, Жусипбек Аймауытов и другие.

- Дедушка Кошмухамбет был незаурядным человеком. Так как он имел медицинское образование, часто помогал людям вылечиться от того или иного заболевания. Рассказывали, что как-то он вправил вывихнутое плечо одному борцу, принимавшему участие в состязаниях, - рассказал Ризабек Кеменгеров. – Все, кто был с ним близко знаком, отмечали, прежде всего, его скромность, европейскую образованность. Каждый раз, приезжая из Ташкента к себе на родину, он забирал молодежь с собой, чтобы те получили высшее образование.

Многогранная деятельность

- В начале 1920-х в Омск приехал известный немецкий ученый, врач Макс Кучинский. Он преподавал в Петербурге и одновременно читал лекции в учебном заведении, в котором учился мой дедушка, - продолжил Ризабек Кеменгеров. – У Макса Кучинского зародилась идея – написать книгу о жизни в степи, и он направился в научную экспедицию, взяв с собой Кошке Кеменгерова, блестяще владеющего казахским и русским языками, и еще одного студента. Во время этого похода удавалось не только изучать обычаи казахского народа, но и лечить людей. В Семипалатинской области группа остановились у Мухтара Ауэзова. С ним дед был знаком еще по Омску. Ауэзов решил вместе с гостями посетить Шакарима Кудайбердыулы. Кстати, когда Макс Кучинский прибыл в Германию, он написал и издал книгу об этой экспедиции. Несколько лет назад ее экземпляр мы нашли в личной библиотеке одного из жителей Германии. Вскоре эта книга усилиями наших ученых будет переведена на казахский язык.

Надо отметить, что среди исследовательских работ Кошке Кеменгерова как ученого-историка особо выделяются его труды «Из истории казахов», «Бывшие угнетенные народы». Если в первом исследовании автор повествует об истории родного народа, то во втором кратко останавливается на социальной, политической, культурной жизни 36 народов, которые проживали в Российской империи. Из работ ученого‑лингвиста Кеменгерова можно отметить его труды «Казахско-русский словарь», «Учебное пособие по казахскому языку для европейцев», «Учебник казахского языка». Также он перевел на казахский язык научные труды по агрономии и учебник по химии для 5-6 классов. Был потерян оконченный, но не изданный роман писателя о современниках «Замандастар». Сведения об этом художественно-монографическом труде Кошке сохранились как в его письмах коллегам, так и в воспоминаниях его старшей дочери Зайры.

Верил, что арест – ошибка

- У дедушки Кошмухамбета и бабушки Гульсум было трое детей: дочери Зайра, Сауле и сын Нарманбет – мой отец. Из-за репрессий Кошке Кеменгеров не имел возможности быть рядом с семьей и прожил с ней менее 10 лет. Но он очень любил своих детей, и сейчас, мы, его потомки, стараемся быть такими же достойными людьми, как он, - добавил Ризабек Кеменгеров. – Когда в Ташкенте его и еще 43 представителей казахской интеллигенции арестовали, он верил, что это ошибка и их освободят. Ведь эти люди занимались только наукой и литературой. Но ссылками и тюрьмами их деятельность срубили на корню. В заключении он написал стихотворное письмо «Абақтыдан хат», в котором обращается к детям. К 100-летию со дня рождения деда домбрист, композитор-кюйши Шамиль Абильтаев сочинил мелодию к этим стихам.

13 января 1926 года Казахский театр драмы (позже названный в честь Мухтара Ауэзова) впервые распахнул свои двери для зрителей. В 2016 году исполнится 90 лет со дня открытия театра. Внук Кошке – Ризабек Кеменгеров говорит, что было бы символично отпраздновать эту дату постановкой того же произведения, что и в день основания, - пьесой Кошмухамбета Кеменгерова «Алтын сақина».

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.