Историю Казахстана в 10 томах планируют издать ученые Астаны к 2016 году

22 Июля 2013 / 812 / ()
Историю Казахстана в 10 томах планируют издать ученые Астаны к 2016 году

Историю нашей страны нужно изучать с позиции понимания ценностей государствообразующего казахского этноса, которым она и создавалась. Так считает профессор, доктор исторических наук, директор Института истории и этнологии имени Ш. Валиханова Хангельды Абжанов.

– До недавнего времени история Казахстана изучалась в основном с позиции марксистко-ленинской идеологии, имеющей свой познавательный и созидательный потенциал, – говорит он. – Но сегодня ситуация изменилась. Народ Казахстана должен знать свою историю, исходя из собственных интересов, принципов и методологии. В методологическом аспекте, на мой взгляд, на первом месте должны стоять такие ценности истории, как народ, государство и геополитический фактор. 

По словам ученого, народ создает историю, власть регулирует исторический процесс, а подвигают их к тем или иным актам интересы геополитики.

– В этом контексте нам нужно писать историю казахской государственности не с момента образования Казахского ханства в 1465-1466 годах, а от самых корней, идущих со времен саков, – продолжает Хангельды Абжанов. – Потому что черты и свойства государств саков, древних тюрков и последующих политических образований воплотились в жизнедеятельности Казахского ханства. Между всеми ими существовала прямая идейная, и, в первую очередь, генетическая связь.

Подобные актуальные проблемы, стоящие сегодня перед исторической наукой Казахстана, решают ученые Института истории и этнологии имени Ш. Валиханова. Учреждение работает по двум направлениям. Одно из них – разработка конкретных научных проектов, затрагивающих все периоды развития Казахстана: от древности до независимости. Второе – это создание обобщающего многотомного труда по отечественной истории.

– Мы приступили к разработке истории отечества в 10 томах, где поднимаются не изученные ранее вопросы, темы и сюжеты. Например, в 20 годы XX века в состав Казахской республики входила Каракалпакская автономная область. Этот вопрос еще не поднимался на страницах научных изданий, и мы хотим его осветить, – отмечает директор научного учреждения. – Мы хотим представить историю Казахстана как неразрывную составную часть мировой истории. А ведь раньше нам она преподносилась в изолированном виде: как будто мы все время находились в составе России и мечтали жить при социализме. От таких ориентиров мы сейчас отказались. Планируем издать многотомник в 2016 году, к 25-летию независимости республики.

Ученые Института истории и этнологии активно работают в архивах и библиотеках Ирана, Монголии, Китая, России и выявляют там ранее неизвестные документы. Так, исследователи обнаружили персидский источник, в котором содержатся интересные сведения о Касым хане.

– В период становления Казахстана, когда наша страна находилась в полосе трудностей, старшее поколение мало занималось молодыми учеными, – говорит Хангельды Абжанов. – Не было времени, средств, возможностей, чтобы глубоко приобщать их к науке. Этот пробел сейчас дает о себе знать. Нынешняя поросль уступает молодым исследователям 1970-1980 годов и в профессионализме, и знании источников, и умении раскрыть тот или иной исторический портрет. С другой стороны, мы перешли от советской системы подготовки научных кадров к трехступенчатой. И сейчас испытываем определенные трудности переходного периода. На 59 сотрудников нашего института приходится 1 доктор Ph.D. Потому что в докторантуре по истории Казахстана мало «грантовых» мест. Эти вопросы сейчас решают. Я верю в молодежь, но ее вклад в изучение нашей и мировой истории пока незначителен. Перед ней стоят проблемы роста.

Директор Института истории и этнологии имени Ш. Валиханова озабочен вопросами преподавания истории Казахстана в отечественных вузах.

– В целом преподавание этой дисциплины ведется на должном уровне в средних и высших учебных заведениях. У нас есть подготовленные специалисты. Пишутся учебники, – продолжает ученый. – Однако есть проблема. В вузах история Казахстана читается в объеме 30 часов лекций и 15 часов семинарских занятий. За такой короткий период времени практически невозможно освоить весь пласт науки от древности до современности. Поэтому сейчас выдвигается идея изучать в университетах только период независимости. Я думаю, такой сокращенный, урезанный вариант истории преподавать в вузах не совсем полезно и правильно. Ей нужно выделить достаточное количество времени.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.