Личность Абылай хана: взгляд через столетия

22 Мая 2013 / 4054 / ()
Личность Абылай хана: взгляд через столетия

В этом году исполняется 300 лет со дня рождения великого сына казахского народа – Абылай-хана. Вся жизнь выдающегося правителя, полководца и искусного дипломата была посвящена борьбе за целостность и независимость казахской земли.

– Абылай, нареченный при рождении Абильмансуром, восстановил полуразрушенную казахскую государственность в годы тяжелых столкновений с джунгарами, – рассказывает директор Института истории государства Буркитбай Аяган. – В многочисленных сказаниях говорится, что он родился в 1711 году в семье чингизида султана Коркем-Уали в Туркестане. Но сегодня после выявления некоторых исторических документов принято считать годом его рождения – 1713-й. Прямой потомок Чингис-хана и Джучи, Абильмансур рано остался сиротой. В 13 лет, лишившись отца, убитого калмыками или сартами (неизвестно), будущий казахский хан спасается с помощью верного слуги родителей – Ораза-аталыка. Прославился будущий хан в юном возрасте, когда во время крупного сражения с джунгарами близ горы Улытау он убил наследника Галдан-Цэрена – Шарыша. В этом сражении Абильмансур бросился на врага с кличем «Абылай», призвав на помощь дух своего деда.

По словам Буркитбая Аягана, после избрания Абылая руководителем одного из многочисленных и сильных казахских родов, он вместе с Толе би и другими политиками и батырами того времени смог собрать воедино распавшееся государство. И в 1743 году заключил долгожданный мир между Джунгарией и Казахским ханством.

– Абылай смог наладить отношения с Циньской и Российской империями, кыргызами и ташкентскими беками. Он поднял дух народа, ослабшего после войны с ойратами. Кстати, в жилах многих казахов течет кровь джунгар и калмыков: после поражения последних казахи брали под протекцию женщин, оставшихся без глав семейств,– продолжает он.

Перед смертью, когда у Абылай хана спросили, что ему не удалось сделать в жизни, он ответил: «Во-первых, пришлось много крови пролить, но время было такое, надо было свой народ спасать. Во-вторых, не сумел для казахов побольше городов построить. В-третьих, не сумел объединить все племена, прежний наш путь исчерпал себя». Буркитбай Аяган подчеркнул, что Абылай явственно ощущал наступившую бесперспективность кочевого образа жизни, но смерть помешала ему осуществить задуманное.

Семиречье и Алтай – заслуга Абылая

На банкноте в 100 тенге (образца 1993 года) первой национальной валюты Казахстана размещен портрет Абылай хана. Как дошел до нас образ великого правителя Казахского ханства?

– В начале 1990-х годов историки заявили, что обнаружили останки Абылая, по которым впоследствии был реконструирован его облик. Однако этот процесс проводился без ДНК-анализа, поэтому этот реконструированный облик не получил признания, – говорит директор Института истории и этнологии имени Ш.Валиханова Хангельды Абжанов. – А автором портрета Абылая, который мы сейчас используем, является казахстанец, в годы Великой Отечественной войны оказавшийся в немецком плену. Оставшись жить в Германии, он собрал сведения о казахском политическом деятеле и восстановил его образ. Фотографий же в то время, когда жил Абылай, не было.

По словам историка, антропологические исследования показывают, что казахи сформировали свой нынешний европеоидно-монголоидный облик еще до монгольского нашествия. В сакский период народ имел европеоидные черты, влияние хуннов, а позже киданей придали внешности монголоидные штрихи. Поэтому облик Абылая является типичным для казахов.

– Во время правления Абылай хана демаркационных линий между государствами не было, в качестве границ признавались естественные преграды – реки, горы... Когда джунгары захватили более половины территории Казахстана, Абильмансур, воспользовавшись тем, что джунгары были разгромлены китайцами, вступил в прямой контакт с китайскими правителями и добился восстановления старой границы государства, – продолжает ученый. – Сегодня благодаря дипломатическому искусству выдающегося государственного деятеля на территории нашей страны находятся Семиречье, казахстанский Алтай. А ведь эти земли могли оказаться в китайском владении. Также он не допустил на территорию Джунгарского государства калмыков. Успокоил кыргызов, которые периодически совершали набеги на казахскую землю.

По словам Хангельды Абжанова, если в XVII веке было 2 миллиона казахов, то в XVIII - примерно 3 миллиона. Однако в годы Великого бедствия (Актабан шубырынды) Две трети жителей погибли или покинули территорию страны. Такая же история повторилась в Казахстане через два века, когда в 1932 году 50 процентов казахов умерли от голода, а 15 процентов ушли в соседние страны.

Защищал интересы народа

– Султана Среднего жуза Абылая избрали ханом всех трех казахских жузов осенью 1771 года, – говорит профессор Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Жамбыл Артыкбаев. – Ему удавалось сталкивать интересы Китая и России и сохранять территорию Казахского ханства. В 1756 году Абылай был вынужден воевать против восточных соседей. В казахские земли был направлен большой отряд из Китая: они гнались за последним правителем Джунгарии – Амурсаной. Абылай не хотел его выдавать и желал сохранения Джунгарского ханства. И в 1957 году 20-тысячное китайское войско с боями дошло почти до территории нынешней Астаны. Наступил ноябрь – не самый благосклонный месяц. Из «места гибели китайцев» (Шешут курган) в Китай вернулись только 2300 человек.

Как отметил ученый, в ходе боев Абылай хан был ранен в ногу. Об этом свидетельствуют исследования его скелета. Второе ранение он получил в войне против кокандцев.

– У Абылай хана было 12 жен, – продолжает он. – В основном это были представительницы соседних народов. Семеро из них калмычки. Женщины в то время служили инструментом дипломатии. К тому же, генетический опыт казахов свидетельствует, что лучше брать жен из среды других народов: дети приобретают лучшие черты своих родителей. Среди потомков Абылая – Кенесары Касымов, Шокан Валиханов и другие выдающиеся личности Казахстана.

– Умер казахский хан весной 1781 года, полагаю, в конце февраля, между Туркестаном и Ташкентом на берегу реки Арыс, – заключил Жамбыл Артыкбаев. – Его тело перевезли в мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи и похоронили в этом пантеоне казахских ханов, в духовном центре государства.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.