Современные учебники по истории Казахстана - качество или количество?

12 Июля 2013 / 2027 / ()

Улучшить качество преподавания истории Казахстана, полнее задействовать научный потенциал вузовских историков – такая задача была поставлена на одном из последних заседаний Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории РК. Для того чтобы разобраться в вопросах изучения истории Казахстана и объяснить происходящие сегодня изменения, мы решили поговорить с кандидатом исторических наук, деканом Евразийского гуманитарного института Алматом Аманбаевым.

- Безусловно, предмет истории Казахстана имеет исключительно большое значение, как для подготовки специалистов, так и для воспитания молодежи, - считает Алмат Жуманович. – Однако в последние пятнадцать лет в обществе наблюдались технократические попытки определенного круга людей под тем или иным предлогом существенно сократить объемы часов, выделяемых на изучение отечественной истории, отменить государственные экзамены после завершения изучения курса. Несколько раз всерьез озвучивалась идея замены изучения в вузах истории Казахстана с древнейших времен до наших дней изучением истории республики лишь в последние двадцать лет. Однако заменить изучение всей истории Казахстана узким периодом - это большой вред. Нельзя также идти и на сокращение объема часов, у нас итак выделено времени меньше, чем во многих других постсоветских республиках. 

В ЕАГИ, где преподает Алмат Жуманович, отдельной кафедры истории Казахстана сегодня не представлено. В институте имеется кафедра социально-гуманитарных наук, где объединены все общественные науки.

- Исходя из контингента нашего института, в таком варианте концентрация процесса преподавания общественных наук оправдана, - говорит Алмат Жуманович. - Костяк кафедры составляют все же историки, среди которых два доктора и пять кандидатов наук. Со временем, полагаю, условия изменятся, контингент института вырастет, может быть, тогда станет возможным выделить самостоятельную кафедру истории Казахстана.

Сегодняшнее тесное сотрудничество на одной кафедре философов, политологов, культурологов, религиеведов и других общественных наук, по мнению декана института, процессу преподавания не мешает.

- Где-то эти науки даже дополняют друг друга, поэтому концентрация преподавателей в таком виде вполне приемлема. Однако в идеале, там, где есть определенные условия – нужно, безусловно, создавать отдельную кафедру истории Казахстана.

Учебники: количество или качество?

Пожалуй, самый наболевший вопрос в преподавании истории Казахстана – это подготовка специальных учебников и выбор наиболее пригодного из них для преподавания в школах и вузах.

- Я помню ситуацию 1992 года, когда повсеместно вводился курс истории Казахстана, а учебника как такового не было, - вспоминает Алмат Жуманович. - Опираться на учебник предшествующего периода было просто невозможно. Мы, конечно же, продолжали пользоваться пятитомной историей КазССР и другими изданиями обобщающего характера, но делали это осторожно, студентам рекомендовали с оговорками . Из-за отсутствия подходящего учебного пособия приходилось дополнять учебные материалы, часть брать из новых газет и журналов, самостоятельно разрабатывать лекции. В какой-то мере роль учебника взяло на себя издание Кляшторнова и Султанова «Казахстан. Летопись трех тысячелетий». И даже сегодня научная ценность этого издания не утеряна, морально пособие не устарело. Было и пособие «История Казахстана. Очерки», но его писали не преподаватели вузов, а в основном «кабинетные» ученые. Доктор наук, проводивший много времени в архивах и не имевший ранее опыта подготовки учебно-методического пособия, в учебнике выражается на том же языке, на каком привык разговаривать. Для школьников и студентов эта терминология оказалась слишком сложной, в пособии не было никаких сносок, объяснений терминов.

Но, как вспоминает историк, уже это вызвало облегчение у преподавателей вузов, ведь на тот момент времени не было вообще ничего.

- Мы эти тексты дополняли, популяризировали. И тогда по ним становилось можно работать, - вспоминает ученый.

Конечно, несмотря на появление различных учебных пособий, недостатки сохраняются и в современных учебниках. По мнению историка, заключаются они в том, что за это время была утеряна уникальная школа подготовки учебников, которая имелась в советское время:

- При подготовке школьного учебника следует учитывать различные дидактические и методические требования. Должна присутствовать дозировка информации и научных терминов для различных возрастных групп учащихся. Сегодня эти принципы не всегда соблюдаются, отсюда и проблемы.

Проблема учебников коснулась не только школы. В целом это сказалось и на уровне вузовской подготовки современной молодежи.

- Это был неизбежный процесс, - объясняет Алмат Жуманович. - Свою отрицательную роль сыграла коммерциализация: каждый автор стремится где-то заработать, популяризировать себя, переиздавать учебник, в котором числишься в соавторах. Все это, конечно, не всегда подтверждается качеством материала. А количество различных пособий на этом фоне продолжало расти.

Плати и издавай

С начала 90-х годов преодоление в исторической науке науке «запретных тем», издержек классового подхода, идеологических перекосов позволило казахстанской историографии шагнуть далеко вперед, - рассказывает ученый. Вместе с тем, появились новые проблемы. Незаслуженно стали отвергаться безусловные достижения и ценности советского периода. По мнению ученого, это была крайность, от которой общество наконец отходит.

- Определенной платой за нивелирование в советской историографии национальных проблем стали этноцентристские акценты в некоторых публикациях, - рассуждает историк. - Однако повторюсь: сегодня они заметно смягчились, почти сошли на нет.

И опять дурную службу сыграла коммерциализация.

– Появилась возможность: платишь и издаешь. Так возникло немало литературы, в которой порой представлены весьма спорные моменты. Часто за перо стали браться люди, не имеющие профессиональных знаний в области истории, слабо знакомые с проблемами современной методологии исторической науки. Неквалифицированные историки писали альтернативную историю Казахстана. По счастью, и этот период уже завершается.

По мнению историка, очень своевременно для того, чтобы не уйти слишком далеко в своих заблуждениях, было проведено собрание историков, на котором Государственный секретарь Марат Тажин представил доклад по проблемам изучения истории Казахстана.

- Его выступление мне очень понравилось, - делится Алмат Жуманович. – Были подняты самые острые проблемы исторической науки, включая подготовку кадров современных историков, развитие таких важнейших отраслей истории, как методология и методика исторической науки, источниковедение и историография. Вдобавок, на встрече присутствовала рабочая обстановка, способствующая дальнейшему развитию диалога. Я думаю, что если и дальше работать в этом направлении, мы исправим все спорные моменты, имеющиеся сегодня.

Студентам нужно помогать

- Историческое знание очень важно для воспитания патриота и гражданина мира. И в процессе получения этого знания, безусловно, следует оказывать помощь нашим школьникам и студентам. С этой целью необходимо улучшать учебники, популяризировать исторические специальности. Еще в советское время, чтобы поступить на исторический факультет, следовало выдержать конкурс до десяти человек на место. А каждый обладатель этого диплома стремился со студенческих лет быть достойным звания историка, - рассказывает Алмат Жуманович.

Сегодня произошло наслоение многих аспектов, мешающих полноценному получению знаний по истории Казахстана. Один из таких моментов – это переход на тестовую систему проверок знания.

- Вследствие этого перехода учащиеся старших классов, в большинстве своем, ориентируются только на тесты и просто зубрят даты, не читая книг. Из-за этого я наблюдаю, что, поступая в вуз, они практически не умеют рассуждать, логически выстраивать свою мысль. И общий уровень их довузовской подготовки оказывается гораздо слабее, чем раньше. Будучи деканом и преподавателем, я могу это видеть.

Ученый признает: переход на тестовую форму контроля имел под собой основания. Однако исполнение этой идеи его не до конца устраивает.

- Необходимо сокращать количество тестов. 1500- 2000 тестовых вопросов по истории Казахстана с древнейших времен до современности будет более чем достаточно. Но эти тестовые вопросы должны охватывать самые важные и существенные факты и события прошлого. И надо эти тесты заведомо публиковать, сделать их доступными всем. В советское время где-то к концу февраля – началу марта можно было в любом книжном магазине приобрести брошюрки с вопросами экзаменационных билетов по всем школьным выпускным экзаменам. Требования эти были едины на всей территории страны – от Бреста до Владивостока. И массовой коррупции такой подход не порождал. Однако ныне у нас в стране ежегодно выпускают пособия по подготовке к тестированию, содержащие до 5000 и более тестовых вопросов по этому предмету.

Также, по мнению ученого, следует прорабатывать и качество вопросов. Студент должен уметь ориентироваться в эпохах, знать основные моменты истории, но не обязательно углубляться в детали. А составители тестов этим зачастую грешат.

- Самая высокая наша ценность – суверенитет – будет усиливаться, если страна сможет получать подпитку на поле научной основы патриотизма. В изучении истории Казахстана заложена основа для патриотического и нравственного воспитания молодежи, духовного развития, - считает Алмат Жуманович. - Я думаю, это большое дело – улучшение условий для изучения истории Казахстана - в будущем принесет большие результаты.

Автор: Тамара СЕРГАЗИНА

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.