НовостиОбщество

Как пойти в бизнес

Желание заняться бизнесом возникает у многих, но порой людей останавливают различные опасения, скептическое отношение близких. С чего начать бизнес, как преодолеть страхи, неуверенность, рассказывает бизнес-тренер Палаты предпринимателей города Нур-Султана Арман АКБЕРДИЕВ.

Продать настроение

— Арман, многие люди хотели бы заняться бизнесом, но не всегда есть конкретная идея, которая сама ведет. Зачастую толчком служит эмоциональное решение — начать работать на себя или безысходность — уволили, а новую работу найти сложно. С чего начать путь в предпринимательство, как найти прибыльный вид деятельности?

— Здесь подходов несколько. Самый приятный вариант — превратить свое хобби в бизнес. Однако если вы обожаете шить носочки для хомячков, то у вас может сформироваться маленький пул покупателей и прибыль будет небольшая. Если нет определенного направления, надо подумать, что тебе близко, объективно оценить, в чем ты профи. Другой подход — проанализировать рынок, попытаться узнать, чего не хватает. Говорят, на каждую услугу, на каждый товар есть свой покупатель. Но надо найти целевую аудиторию, определиться с ее предпочтениями, ясно представлять, какую проблему решает мой товар, мои услуги.


— Часто говорят, что ориентироваться надо на богатых — они больше потребляют услуг.

— Да, многие хотят работать с богатыми клиентами, с нацкомпаниями. Но часто бывает наоборот: услуга вдруг пошла среди потребителей со средним доходом. Я преподаю в ресторанном бизнесе и частенько спрашиваю у официантов: какие потребности посетителей вы удовлетворяете? Они, как правило, отвечают, что речь идет просто о желании покушать. Это ошибка. Если человек хочет просто покушать, то он может поужинать, к примеру, у мамы, у знакомых, самостоятельно приготовить или просто пачку пельменей купить. Но люди ходят в ресторан, чтобы самоутвердиться, побыть в социуме, повысить самооценку. По теории Маслоу, причин много, потребности могут быть открытые и скрытые, надо понимать подтекст, и тогда можно продать что угодно.

Против течения

— Появился покупатель, который согласен платить за нечто неосязаемое?

— Продается не просто товар, уже нужно нечто большее. Это в начале 2000-х магазин открыл, «Дукен» написал — и получай прибыль. Сейчас в моем доме семь магазинов, но я хожу в один, чем-то привлекает. Сегодня конкуренция растет, потребности и пожелания клиентов меняются. Предприниматель должен развиваться, креативить, искать новые подходы.

— На первых порах, наверное, поддержат родственники, знакомые, поможет наша ментальность?

— Да, это так. Но есть и другое проявление ментальности — желание работать в нацкомпании, выиграть большой тендер. А почему бы не начать с мелочи? Можно больше заработать на массовости. Китай поднялся на чем? На мелочевке. А мы хотим все и сразу: если компания — так «Самрук-Казына».

— Мне кажется, всем хочется большого дохода. Но мелкому производству сложнее продвигать товар.

— Можно объединяться с кем-то. К примеру, имеется производство футболок: скромный ассортимент, а хозяйка хочет их продавать непременно в большом торговом центре с дорогой арендой. Я ей посоветовал объединиться с другим производителем близкого товара и реализовывать вместе. На стадии производства молодые дизайнеры размещают заказы по пошиву одежды в маленьких мастерских. Есть мебельщик, у которого нет своего цеха, все заказы — на аутсорсинге, он администрирует, креативит.

Много примеров нестандартного подхода, когда предприниматели пошли против мейнстрима. Все делают так, а ты — иначе. Главное, знать, что какой-то группе людей это надо. Найти свою нишу. Так, парень, 23 года, открыл производство крафтового сыра, не слушая критиков, наперекор семье, теперь все родные ему помогают, а вначале никто не верил в успех.

Принято считать, что не всем суждено быть предпринимателями. В этом есть доля правды, но многое зависит от масштаба. Например, среднее предприятие человек не потянет, а микробизнес — запросто. Каждый развивается по-разному.

Страхи и риски

— Как преодолеть свои страхи, неверие родных в успех твоих проектов?

— Всегда есть определенные препятствия. Первое — фронт неизменных инстинктов. Это страхи, лень, внутренние тормоза. Второе — фронт семьи — наше окружение, которое дает советы и критикует: не пойдет, не получится. Третье — фронт незнаний пожеланий клиентов: не знаю, что нужно на рынке. И, поверьте, преодолевать приходится всем. Главное, найти вовремя нужную информацию, прийти на какой-нибудь тренинг, где увидишь, что ты не один. Есть реальные люди, реальные дела. Это лучше, чем лежать дома на диване и страдать от того, что тебя такого умного, креативного не берут в нацхолдинг.

— Лучше сделать и сожалеть, чем не сделать и сожалеть?

— Я сторонник умеренных, продуманных действий. На тренинги люди приходят по разным причинам, не только от безнадежности, часто за мотивацией. Недавно среди слушателей была семейная пара, которая, заработав где-то денег, решила вложиться в магазин.

Все вроде рассчитали, но начались проблемы: продавцы воруют, товар не тот, а основной покупатель — бабушки-пенсионерки. И решили они бизнес свернуть. Однако это был хороший опыт, предприниматели узнали аудиторию, поняли, что людям надо, и сделали выводы. Сейчас они открывают новый бизнес с учетом новых знаний.

— Как выбрать специалистов? На рынке труда огромное количество предложений, но найти профессионала непросто. Не хотят люди работать за 100 тысяч тенге.

— Да, хороший специалист найдет себе достойную зарплату. Ну, что делать, сегодня надо уметь самопиариться, уметь себя продать. Бывает, на одинаковых должностях в частных фирмах у одного специалиста заработок 150 тысяч тенге, а у другого — 750 тысяч. Это один из мягких навыков. Мягкие навыки (Soft skills) — это коммуникативные, лидерские, а жесткие (Hard skills) — профессиональные, технические навыки. Говорят, сегодня успех в карьере на 80% зависит от мягких навыков.

Если бизнес не пошел

— Мотивация — это хорошо, а как найти госпрограммы по поддержке предпринимательства?

— Я бы порекомендовал сначала сходить в Региональную палату предпринимателей НПП «Атамекен», это нефинансовая поддержка. Там можно проконсультироваться и по выбору ниши, направления бизнеса, и по форме регистрации вашей фирмы, по налоговому режиму. Можете пройти бесплатный двухдневный тренинг «Бизнес-советник». Затем разберетесь с финансовыми источниками: или хватит своих средств, или поискать кредитные ресурсы. Для этого сходите в Фонд развития предпринимательства «Даму». В стране у нас много различных финансовых программ поддержки: это и кредиты под 6-8%, и кредиты на развитие бизнеса через банки второго уровня, гранты. В Центре занятости — по программе «Енбек», в акимате — инновационные, от Всемирного банка есть гранты. Много программ для молодежи. Надо лишь встать и что-то начать делать.

— Что делать, если бизнес не пошел?

— Не отчаиваться. Смотреть как на опыт, делать выводы. У меня тоже были моменты, когда меня не брали на работу. Приходится быть гибким, учиться быстро перестраиваться и найти способ отключать внутренние тормоза. Сколько лет прошло после развала Союза, а многие люди до сих пор не могут перестроиться. Сейчас придется учиться быстро меняться.

— Нужен здоровый пофигизм?

— Скорее, стрессоустойчивость, не расстраиваться, идти вперед, работать.

— Надо по капле выдавливать из себя наемного работника? Менять привычный формат мышления?

— Выходить из зоны комфорта надо. Но некоторым людям действительно удобно быть наемными работниками, они зачастую хорошие исполнители. Между тем видел массу примеров, когда люди, десятилетиями работающие где-то наемными работниками и вынужденные заняться предпринимательством, после адаптационного периода успешно вели свое дело. Вот недавно женщина, 70 лет, всю жизнь проработала на госслужбе, но пришлось уйти. Так она придумала интересный проект по услугам для своих ровесников.

Пока не могу сказать, что именно. Но это интересно и недорого в реализации. Эти все люди начинали бизнес со 150-200 тысяч тенге.

Микробизнес больших вложений не требует, а оборудование часто можно найти в аренду. Сегодня в формате B2B много различных предложений.

Ольга ФЛИНК

Статьи по Теме

Back to top button