Интервью

Как повысить эффективность соцзаказа?

В Астане проведен мониторинг проектов государственного социального заказа (ГСЗ) за текущий год. Об его основных итогах мы побеседовали с председателем ОО «Социум-зерттеу» стратегиялық орталығы» Алтынай НУРКЕЕВОЙ.

— Алтынай Толегеновна, вы реализовали проект по мониторингу и оценке государственного социального заказа для неправительственных организаций в Астане. Расскажите об этом подробнее.

—  Да, общественное объединение «Социум-зерттеу» стратегиялық орталығы» по заказу ГУ «Управление по делам общественного развития г.Астаны» провело оценку и мониторинг государственного социального заказа для неправительственных организаций за 2018 год. Целью проекта было повышение информированности общества о проводимой работе местного исполнительного органа по решению ряда социальных проблем города.

—  Какие проекты относят к государственному социальному заказу, почему нужно проводить их мониторинг?

—  Согласно пункту 2 статьи 1 Закона «О государственном социальном заказе, грантах и премиях для неправительственных организаций в Республике Казахстан», государственный социальный заказ — форма реализации социальных программ, социальных проектов, направленных на решение задач в социальной сфере, выполняемых неправительственными организациями за счет бюджетных средств.

Согласно пункту 5-1 статьи 1 того же закона, мониторинг реализации государственного социального заказа — сбор, обработка и анализ информации о реализации государственного социального заказа.

Учитывая, что ГСЗ выполняется за счет бюджетных средств, при реализации социальных проектов должны соблюдаться те же принципы, что и при реализации других социальных программ, в первую очередь это принципы обоснованности, преемственности, транспарентности, мониторинга и контроля.

В этом контексте мониторинг и оценка служат отражением того, насколько эти проекты являются эффективными и какой результат они приносят обществу.

Всего в текущем году мониторингом охвачены 30 проектов, из них 28 по линии ГУ «Управление по делам общественного развития г.Астаны», один проект по линии ГУ «Управление общественного здравоохранения г.Астаны», один проект по линии ГУ «Управление образования г.Астаны», общая сумма финансирования государственного социального заказа составляет более 300 миллионов тенге.

— Какие проекты реализованы на эту сумму?

— Для систематизации и удобства анализа все проекты условно поделены на 5 основных групп, по каждой из которых в виде таблицы представлено соотношение финансирования к общему количеству проектов.

Таблица №1. Соотношение финансирования количества проектов к удельному весу финансирования всех проектов ГСЗ

Источник: таблица составлена Алтынай Нуркеевой на основании протоколов итогов государственных закупок, www.goszakup.gov.kz

Мы провели анализ данных портала электронных государственных закупок. Как видно из приведенной таблицы, в системе финансирования проектов по ГСЗ наблюдается определенный дисбаланс, к примеру, проекты по взаимодействию с НПО занимают в общем количестве более 20%, а финансирование по данному направлению — менее 10%, что также оказывает воздействие на содержательную часть и качество проектов.

В то время как проекты, направленные на работу с молодежью, составляют более 50%, а их финансирование более 70% от всего объема финансирования государственного социального заказа.

В рамках реализации проекта мы также провели сравнительный анализ Программы развития территории г.Астаны на 2016-2020 гг. и тематики проектов ГСЗ.

Согласно Указу Президента Республики, Казахстан от 18 июня 2009 года № 827 «О системе государственного планирования в Республике Казахстан», разработана Программа развития территории столицы на 2016-2020 гг., включающая в себя 6 основных направлений и целевые индикаторы, которые необходимо достичь к 2020 году:

— современный конкурентоспособный город;

— социально ориентированный, культурный и креативный город;

— превращение Астаны в безопасный город;

— город, комфортный для жизни;

— город благоприятной экологичной среды;

— повышение эффективности управления города.

Для реализации этих направлений обозначены 14 основных целей и выработано более ста целевых индикаторов. При анализе этого документа выявилось, что только около 30% проектов по государственному социальному заказу синхронизируются с целевыми индикаторами программы. При этом выбирались индикаторы, потенциально имеющие прямую социальную направленность. Это значит, что по большинству индикаторов остается так называемая незанятая ниша, в рамках которой возможна инициализация актуальных проектов, к примеру, реализация программы «Цифровой Казахстан», вопросы по экологии и формированию экологической культуры жителей города.

— Какие критерии использовались при проведении мониторинга и оценки проектов?

— Для проведения оценки обозначались основные критерии, по которым присваивались баллы по 5-балльной шкале. Оценка критериев произведена на основе данных, полученных в ходе проведения мониторинга. Это такие критерии, как информированность общественности (увеличение степени информированности о проектах в рамках ГСЗ в столице, освещение мероприятий в СМИ, социальных сетях и т.д.), целеполагание (наличие четко поставленной, достижимой цели проекта, соответствие плана мероприятий основной цели проекта), финансовое обеспечение проекта (финансовая устойчивость проекта, освоение бюджетных средств, степень занижения стоимости проектов), сотрудничество (улучшение взаимодействия между сектором НПО, государственными органами и другими заинтересованными сторонами), общественная презентация проекта (участие в общественной презентации проектов).

Как показал анализ числовых данных по реализации государственного социального заказа, согласно представленной таблице, наблюдается следующая ситуация: общий балл по всем проектам на текущий момент составил 4,3, что соответствует среднему уровню. Максимальное значение наблюдается по критерию «взаимодействие с другими заинтересованными сторонами», то есть в процессе реализации проектов исполнителями привлекаются к участию иные заинтересованные стороны (общественные деятели, депутаты Мажилиса Парламента РК, депутаты маслихата г.Астаны, члены Общественного совета, медийные личности, журналисты, блогеры и другие).

В текущем году нами впервые введен механизм общественной презентации проектов. В итоге 90% НПО принимали участие в общественной презентации проектов, что говорит об их готовности работать на открытых и прозрачных условиях.

— Что означает общественнная презентация и как она может помочь повысить качество реализации проектов?

— Общественная презентация дает возможность обсуждать проекты, возможные трудности, риски при реализации. Данный механизм, на наш взгляд, способствует повышению информированности НПО о социальных проектах, поскольку часто они не знают, какие проекты реализуют их коллеги. Кроме того, это влияет на повышение ответственности. Защита проектов перед коллегами, депутатами маслихата, членами Общественного совета стимулирует проводить работу более качественно, растет уровень прозрачности реализации государственного социального заказа в Астане.

В целом относительно проектов по ГСЗ можно отметить следующие основные моменты: всего имеется 15 поставщиков (по 3 управлениям), 5 основных направлений ГСЗ, максимальное значение демпинга — 48%, средняя величина демпинга — 27%, 9 проектов в виде мероприятия одного формата (акция, фестиваль), 7 проектов по ГСЗ на реализации у одного поставщика.

— Вами проделана серьезная работа. Какие выводы сделаны для того, чтобы проекты были более качественными и результативными?

— На основе проделанной работы нами внесены следующие рекомендации: первое — необходима общая координация всех проектов по государственному социальному заказу всеми заинтересованными государственными органами — городскими управлениями во избежание дублирования тематики проектов и единой направленности ГСЗ. Также нужно провести грамотную и качественную оценку потребностей, действующие проекты должны формироваться с участием общественности, по схеме снизу-вверх, согласно потребностям и проблемам в обществе, граждане должны принимать участие в формировании тематики социальных проектов через информирование, опубликование информации в открытых источниках. Кроме того, для повышения эффективности проектов по государственному социальному заказу стоит отработать механизм своевременного объявления конкурса по госзакупкам в начале года для систематической работы по социальным проектам в течение всего календарного года — как показала практика, большинство проектов реализуются осенью, в течение 3-4 месяцев. Также, учитывая специфику работы с людьми с особыми потребностями, необходима организация государственных электронных закупок до завершения текущего года, для того, чтобы поставщики приступали к реализации социальных проектов с 1 января следующего года, то есть в течение года непрерывно.

Еще один вывод: проекты по государственному социальному заказу должны носить долгосрочный характер, отвечать потребностям и нуждам бенефициаров, поэтому предлагаем сократить количество краткосрочных проектов, включающих в себя одно или два мероприятия (акции, конкурсы в течение месяца и т.д.).

Мы рекомендуем предусмотреть по примеру других регионов внесение аванса в размере 30% от суммы договора для обеспечения более качественной реализации проектов. Они должны быть синхронизированы со стратегическим документом — Программой развития территории г.Астаны, согласно которой формируется бюджет.

В целом проектам следует нести смысловую нагрузку и долгосрочный эффект, когда реализация каждого проекта приводит к позитивным изменениям, которые в совокупности улучшат текущую ситуацию в регионе.

 

Жадыра БЕКСЕИТОВА

Показать больше

Похожие статьи

Закрыть