НовостиОбществоПроектыРухани жангыру

Казахские обряды в списке ЮНЕСКО

По информации МИД Казахстана, на прошлогодней сессии в Порт-Луи (Республика Маврикий) межправительственный комитет по охране нематериального культурного наследия проголосовал за одобрение казахстанских заявок.

Наследие
Дело в том, что в 2014 году по инициативе заповедника-музея «Улытау» и жителей уникального села Терисаккан, затерявшегося в глубине степей среди великих гор и славящегося несметными табунами, праздничные обряды коневодов — бие байлау, айгыр косу и кымыз мурындык — были включены в национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Республики Казахстан. И тогда же готовилась номинация для их включения в репрезентативный список ЮНЕСКО.

Четыре года спустя казахстанская заявка получила одобрение престижной международной организации.

Редкий аул
В наши дни праздник с древними обрядами коневодов переименован в этнофестиваль «Терисакканская весна».

— За последние шесть лет он стал съемочной площадкой для многих российских и зарубежных СМИ, — рассказывает директор Национального историко-культурного и природного музея-заповедника «Улытау» Бахтияр КОЖАХМЕТОВ. — Гостями фестиваля побывали туристы и блогеры из США, Франции, Королевства Бахрейн, Польши, Латвии, России, Украины, Кыргызстана.

Почему именно терисакканцы решили обратиться с заявкой во влиятельную организацию?

— Этот аул на границе Карагандинской и Костанайской областей, пожалуй, единственный в евразийской степи празднует древний праздник, уходящий корнями глубоко в тысячелетия, — вносит ясность Бахтияр Кожахметов. — Праздник называется «бие байлау», или привязывание кобылиц, второе его название «айгыр косу», что переводится как «сватание жеребца». Не исключено, что обряд начал складываться в эпоху бронзы, но жив и по сей день, потому что в небольшом селе, которое насчитывает всего 50 дворов, табунов больше, чем где-либо в Улытауском районе, — 24, и в каждом не менее 25 голов. И чтобы продолжалось здоровое потомство, владельцы табунов готовы ехать за тридевять земель.

Древнее поселение
К слову, Казахстан представил в ЮНЕСКО результаты исследований уникальной ботайской культуры, которые свидетельствуют о том, что с IV тысячелетия до нашей эры территория нынешнего Казахстана являлась местом первой в истории доместикации лошади.

— Ботай — это поселение древнейших коневодов планеты. За время экспедиций в местечке на реке Иманбурлук у села Никольское Северо-Казахстанской области обнаружено более 200 тысяч артефактов и десятки тонн костей лошадей, — рассказывает казахстанский ученый, доктор исторических наук, член-корреспондент Германского археологического института, профессор археологии Виктор ЗАЙБЕРТ, открывший миру древнейший памятник. — Различными химико-биологическими методиками моих зарубежных коллег подтверждено и доказано, что в степях Северного Казахстана впервые одомашнена лошадь.

— В чем уникальность ботайской культуры? В том, что новая коммуникация моментально начала восприниматься другими евразийскими культурами, носителями которых были рыболовы, охотники, земледельцы. Все воспринимали коня и конно-транспортную коммуникацию как исток всей мировой цивилизации Старого света, — считает ученый.

Обряд
Праздник с древними обрядами коневодов традиционно проходит весной, и ему предшествует несколько обязательных ритуалов.

— С пастбища пригоняют лошадей, на возвышении села семьями собирается народ от мала до велика, накрывается щедрый дастархан: желтое масло, сметана, баурсаки, лепешки, айран, — рассказывает об обряде Бауржан Кожахметов. — Аксакал дает благословение, и начинается «нокталау» — надевание уздечек на жеребят. Стригунков привязывают на длинный канат, прикрепленный к вбитым в землю железным кольям. Женщины обмазывают жеребятам хвосты маслом, желая богатства и приумножения, приговаривая при этом: «Байлар көп болсың, ақ мол болсың!»

Кульминация
Венцом действа становится выпуск жеребца в табун. Люди с волнением следят и переживают за своих любимцев, ведь лошади — это единственное богатство терисакканцев.

В празднике много и других ритуалов. Жеребят по одному подводят к кобылам и вскармливают, после того как брызнет молоко, начинают доить. Из этого молока и готовится первый весенний кумыс.

Еще один обряд, «кымыз мурындык», связан с окуриванием кубы, в которой готовится кумыс. Сначала кубы изнутри обмазывают маслом вперемешку с казы. Потом поджигают ветки степной таволги и ее дымом окуривают стены посуды. Душистый дым очищает кубы, масло и казы придают целебному напитку неповторимый вкус.

В книгу рекордов Гиннесса
Все эти обряды желающие ежегодно могут увидеть в селе Терисаккан.

Кроме включения весенних обрядов казахских коневодов в репрезентативный список ЮНЕСКО, межправительственный комитет дал положительное заключение по первому периодическому отчету Казахстана о проведенной в стране работе по реализации положений Конвенции об охране нематериального культурного наследия с момента присоединения к ней в декабре 2011 года.

Тем временем сотрудники музея-заповедника «Улытау» признались, что готовят перечень наименований терисакканских мастей лошадей на казахском языке, порой вовсе редких, для вхождения в саму Книгу рекордов Гиннесса.

Фото из открытых источников

Статьи по Теме

Back to top button