Создатель спектакля по эпосу об Алпамыс батыре рассказал о работе над постановкой

22 Ноября 2016 / 407 / ()
Создатель спектакля по эпосу об Алпамыс батыре рассказал о работе над постановкой

Не так  давно на подмостках театра имени М. Горького состоялась премьера спектакля «Аманат», который стал отражением духа независимого Казахстана. Спектакль, подаривший зрителям сильные эмоции, оставил немало вопросов, ответы на которые мы решили узнать,  побывав за кулисами театра.

- Создать что-то особенное, олицетворяющее мощь и величие независимого Казахстана, хотелось давно. Воодушевившись этой идеей и, в частности, героическими подвигами Алпамыса - главного защитника и освободителя, я осознал, что готовой пьесы нет, и решил написать ее самостоятельно. Мне хотелось передать состояние духа народа, показать Алпамыса настоящим, живым, а не демонстрировать нескончаемые кровопролитные бои, - говорит режиссер-постановщик спектакля «Аманат» Бекпулат ПАРМАНОВ.
Чтобы добиться желаемых результатов, мэтр потратил восемь месяцев, создал четыре варианта пьесы и исписал сотни страниц.
Но даже несмотря на тщательность работы, представленный материал оказался для актеров театра достаточно сложным: они ожидали литературно-драматическую или поэтическую композицию, но никак не героический эпос. Поэтому последние, заключительные штрихи вносились уже на сцене, во время репетиций. 
Немаловажную роль в перевоплощении актеров сыграли и декорации. Так, например, арба, которая для тюркского народа считается символом движения, в перевернутом виде приобрела совсем иной смысл и стала олицетворением безжизненности. Сухой колодец, засыпанный золотым песком, стал напоминанием о том, что без человека нет и спасительного источника. А перекати-поле помогло отра­зить дух бескрайней казахской степи, ее философию.
Дополнила обстановку и музыкальная партитура, которая состояла из национальных песен и мелодий.
- А с какой чувственностью и любовью актеры исполняли песню «Туган жер»! Многие из гостей, присутствующих на премьерном показе, подумали, что мы задействовали артистов филармонии. Но это не так, - отметил Бекпулат Парманов.
Трудно поверить и в то, что на претворение этой пьесы в жизнь артистам потребовалось чуть больше двух недель.
- Конечно, для такого масштабного спектакля этого времени катастрофически мало.  Но театр - это живое искусство, оттачивать игру актеров до автоматизма нельзя, на сцене важно показать эмоции в их эволюции, - заключил режиссер.
Нехватку времени пришлось компенсировать полной самоотдачей на репетициях.
- Нам поставили срок, и мы были обязаны успеть. Лицом в грязь академический театр ударить не мог, поэтому работали до изнеможения, - отметил Денис АННИКОВ, исполнивший роль сказителя.
С определенными трудностями столкнулся и Максим ЯЩЕНКО, представший в облике Алпамыса. 
- Роль, как и подготовка к ней, оказалась для меня сложной. «Аманат» - эпос и предполагает особую целевую аудиторию, не учитывать вкусы которой нельзя. Нужно было осознать, что это не просто положительный персонаж, а «добро с кулаками», - рассказал актер.
Чтобы наиболее достоверно представить Алпамыса зрителю, Максим Ященко обращался к истории: читал отрывки из поэмы и знакомился с особенностями той эпохи. Однако окончательно вжиться в роль удалось лишь на финальных репетициях.
В итоге появился замечательный спектакль. Действо, которое завораживает и впечатляет. 

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Евгения Семашкина

Евгения Семашкина