Любовь побеждает ненависть

2 Февраля 2017 / 869 / ()
Любовь побеждает ненависть

Уже год не снижается зрительский интерес к драме «Джут»,  представленной на суд столичной публике Государственным академическим казахским музыкально-драматическим театром имени К. Куанышбаева. Что неудивительно. Насильственная коллективизация, раскулачивание,  голодомор и другие кровавые события 30-х годов прошлого века, почти вдвое сократившие численность коренного населения Казахстана,   до сих пор остаются одной из самых драматичных и малоизученных страниц в истории народа. На одной из постановок побывали журналисты «Вечерней Астаны».


В центре спектакля - история молодой семьи Акмолинского уезда. Ахмет - представитель интеллигенции, его супруга Сауле - байская дочь, с отцом которой жестоко расправились большевики. Несмотря на бесчеловечные испытания, порожденные жестоким временем, супружеской чете удается сохранить свои высокие моральные устои. Впрочем, пересказывать сюжет и фабулу произведения не имеет смысла. 
Великолепная игра прекрасно подобранного состава артистов удостоилась искренней похвалы благодарного зрителя. Особенно сильные впечатления оставили образы главных героев - Ахмета и Сауле, которые, будучи раздавленными непрерывной чередой ударов судьбы, продолжают завораживать немеркнущим светом любви и сострадания ко всему живому.
По словам исполнителя роли Ахмета артиста театра Жаната ОСПАНОВА, эта постановка потребовала долгого изучения многочисленных литературных и официальных источников, посвященных Великому голоду. 
- В процессе работы над образом Ахмета я перечитал несколько книг и пересмотрел имеющиеся документальные фильмы на эту тему. Больше всего меня поразили цифры. Согласно некоторым источникам, при общей численности в четыре миллиона буквально за два-три года погибло около двух миллионов казахов. Это был настолько сильный удар по генофонду, что оправиться от его последствий казахский народ смог только спустя сорок лет. Этнографы, статисты и другие ученые утверждают, что нация только к 1970 году восстановила в Казахстане свою численность на уровне 1926 года. Вы только вдумайтесь в эти факты! И, должен сказать, что каждый раз, выходя на сцену в образе Ахмета, я ставлю своей задачей передать зрителю то ощущение вселенского горя, которое пережил мой народ.  Есть такое понятие, как «генетическая память». Хорошо это или плохо - не знаю, но то лихолетье, выпавшее на долю наших предков, должно жить и в наших сердцах, - делится Жанат Оспанов. 
Как отметили артисты, при постановке спектакля они старались избегать ненужной натурализации и детализации. Ведь, как известно, во время голодомора степнякам, чтобы выжить, приходилось употреблять в пищу все живое, вплоть до грызунов. Причем, если верить информации исследователей, в Украине и Казахстане были зафиксированы случаи людоедства. Однако и без этого атмосфера и быт тех лет, переданные артистами, оставили бы тяжелое чувство безысходности, если бы не всепобеждающая и жизнеутверждающая песня любви, звучащая на протяжении всего спектакля.
- Моя героиня, понимая, что вдвоем с супругом им не выжить, решается на отчаянный шаг. Она жертвует собой ради любимого. И это не слепая любовь - это осознанный акт, высшее проявление милосердия и самоотречения, продиктованное мудростью, заботой о будущем и любовью. Я сама мать двоих детей, поэтому очень хорошо понимаю чувства Сауле, которая, потеряв детей, ради будущей жизни спасает супруга, жертвуя собственной жизнью, - рассказывает исполнительница роли Сауле артистка театра Айнур ЖЕТПИСБАЕВА. 
Заслуживает внимания факт, что изначально драма «Джут», написанная молодым драматургом Олжасом ЖАНАЙДАРОВЫМ, поставленная заслуженным деятелем Башкортостана Айратом АБУШАХМАНОВЫМ, впервые была представлена отечественным любителем искусства Мангыстауским областным музыкально-драматическим театром имени Жанторина. И потерпела оглушительное фиаско, тем более непонятное, если учитывать само масштабное и трагическое событие, которое легло в основу постановки. Только после серьезной доработки драма получила широкое признание казахстанской публики.
- Возможно, дело в том, что первоначально оригинал произведения был переполнен излишними натуралистическими элементами, которые вызвали неоднозначную реакцию зрителей. В нашей трактовке пьесы нет щекочущих нервы, рассчитанных на визуальный эффект деталей и приемов. Наблюдая за действом со стороны - у нас над этой драмой работают два состава артистов, я видел, вернее, ощущал нарастающий внутренний драматизм, достигающий своего апогея в финале трагедии.  Несмотря на напряжение, даже неизбывное ощущение горя, постановка оставляет в душе светлое чувство победы добра над злом, жизни над смертью. Это очередной гимн любви, которая бесконечно превосходит ненависть. Как бы банально это ни звучало, - утверждает Сырым КАШКАБАЕВ, сыгравший внука главного героя. 
Кстати, о добре и зле. Ежедневно в мире от голода гибнет 16000 человек, 6000000 в год. Около 800000000 людей регулярно недоедает и страдает от истощения. Так что битва продолжается.


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Дулат Тулепов

Дулат Тулепов