"МАНОН" вершина балетного искусства

4 Мая 2017 / 382 / ()
"МАНОН" вершина балетного искусства

В минувший уик-энд в столичном театре «Астана Опера» состоялась грандиозная премьера балета «Манон» Жюля Массне в постановке прославленного британского хореографа Кеннета МАКМИЛЛАНА. Один из самых знаменитых английских спектаклей, который был поставлен для Королевского балета Великобритании в 1974 году, четыре десятилетия просуществовал в статусе легенды и теперь впервые перенесен на сцену казахстанского храма искусств.

Трехактный спектакль, основанный на романе аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» с английской точностью воспроизводит эпоху королевской роскоши конца XVIII века накануне французской революции. На фоне характерных атласных драпировок, париков и кринолинов разворачивается история о всепоглощающей любви несостоявшейся монахини красавицы Манон Леско и бедного студента де Грие, по неосторожности влюбившегося в юную авантюристку. 

43242.jpg

Роман аббата Прево в сентиментальном балетном прочтении получил пов­семестную популярность, спектакль стараются заполучить в репертуар многие театры мира. За аутентичностью исполнения следит Фонд Макмиллана, который решает, кому отдать историю о прагматичной девушке-куртизанке, оказавшейся в самом центре интриг, выбирающей между любовью де Грие и богатством господина Г. М. 

Бесчисленные адажио на лирическую музыку из нескольких опер Массне, в которых Макмиллан был непревзойденным мастером, повсюду гарантировали спектаклю беспроигрышный успех. Принято считать, что Манон - один из самых загадочных и популярных женских персонажей в истории мирового искусства.

45342.jpg

- Мне повезло, что я была введена в этот спектакль при жизни Макмиллана. Девяностые годы - страна еще закрытая, выезжать, чтобы выступать в зарубежных спектаклях, было нельзя. Мы изучали видео, которое подпольно было привезено, несколько раз перезаписано, очень плохого качества - именно так знакомились с западной хореографией, в том числе и Макмилланом. На сцене шла классика - о таких спектаклях мы могли только мечтать. В репертуаре Мариинского театра тогда шло всего 3-4 западных балета. Вскоре занавес рухнул, и у нас появилась возможность ездить, выступать за рубежом. Мне посчастливилось работать в Ковент-Гардене в качестве приглашенной балерины. Балет «Манон» очень сложный, его танцуют и танцевали большие театры, как «Гранд-Опера». И, естественно, для наших артистов все новое: западная техника, пальцевая и дуэтная. Здесь акцент сделан на дуэты, чувства, это драматический балет с очень красивой музыкой, - вспоминает художественный руководитель балетной труппы театра «Астана Опера» Алтынай АСЫЛМУРАТОВА.

В течение нескольких месяцев казахстанские артисты оттачивали тонкости хореографии, чтобы публика увидела эталонное исполнение, которое иностранные постановщики «Манон» тщательно оберегают. Если рассматривать отечественную версию «Манон» как образец британского стиля с подробными изображениями бытовых и психологических деталей, то, несомненно, балет выглядит впечатляюще. Десятки артистов вполне гармонично вписаны в компактную сцену, декорации-занавесы обыгрывают театр в театре и придают королевский размах. Поэтому задача постановщиков Карла БАРНЕТТА и Патрисии РУАНН, которым Фонд Макмиллана доверил выпуск премьеры, была весьма непроста. 

- Несколько месяцев назад я приехал в Астану, чтобы преподать основное из этого балета ведущим солистам и кордебалету. В последние дни перед премьерой у нас был марафон, мы работали практически без перерыва. Затем мы направили усилия, чтобы соединить их вместе и «испечь пирог». Хочу сказать, что прогресс налицо, появились результаты: балетная труппа все прекрасно усваивает, воспринимает, в чем можно убедиться. Этот балет замечателен тем, что здесь есть простор для интерпретации. Одна балерина, изображая героиню, выбирает реалистичный взгляд на мир, у другой может чувствоваться отстраненное отношение к происходящим событиям, - метафорично пояснил балетмейстер-постановщик Карл Барнетт.

- Самая главная трудность балета - его эмоциональная составляющая. Этот спектакль рассказывает о не зависящих от нас обстоятельствах жизни, которые могут сформировать судьбу. Артистам балета не просто приходится танцевать и делать какие-то па, но и выражать эмоции. Для того чтобы их передать, нужно не отвлекаться на технику, подразумевается, что она должна быть совершенной. Этого очень сложно добиться. Мне хотелось бы поблагодарить руководство театра, которое не побоялось поставить «Манон». Это очень массивная постановка, где нужно приложить много сил. Все костюмы и декорации вплоть до мелочей воссозданы и сохранены в первозданном виде, как задумано изначально. Всего двадцать театров мира имеют право ставить этот спектакль. Я разрешаю ставить этот балет по рекомендации Карла Барнетта и Патрисии Руанн. Они утверждают, что труппа «Астана Опера» вполне готова, - отметила супруга хореографа леди Дебора МАКМИЛЛАН.

343243.jpg

- Балет непростой, когда начинают его ставить, возникает множество проб­лем. Мы ездили закупать материалы за границу. Нам пришлось вернуться к оригиналу, но за тридцать лет любой костюм меняется. Георгиадис был мастером цвета. Цветов, которые он требовал, сегодня практичес­ки нигде не найти. Вначале он рисовал акварельными красками и только потом обводил получившийся образ. Мы воссоздали костюмы XVIII века. В итоге было перекрашено более километра ткани. Необычно, что артисты танцуют в камзолах, больших платьях, - рассказывает координатор по костюмам Наталия СТЮАРТ.

Столичный театр подготовил два состава исполнителей любовного треугольника Манон - де Грие и господин Г.М. Заглавную партию в разные дни исполнили заслуженные деятели РК, примы-балерины Мадина БАСБАЕВА и Айгерим БЕКЕТАЕВА. Образ возлюбленного главной героини кавалера де Грие, прошедшего путь от трепетной и нежной любви до каторги и смерти любимой, воплотили заслуженный деятель РК Рустем СЕЙТБЕКОВ и лауреат международных конкурсов Олжас ТАРЛАНОВ. Роль Леско досталась заслуженному деятелю РК Бахтияру АДАМЖАНУ и лауреату международных конкурсов Арману УРАЗОВУ. А коварного господина Г.М. сыграли Жанибек ИМАНКУЛОВ и Рахметолла НАУАНОВ.


Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Дана Аменова

Дана Аменова