Тень за фасадом театра

3 Августа 2017 / 160 / ()
Тень за фасадом театра

Что скрывается за громкими премьерами и огнями театральных софитов столичных подмостков? Откровенный разговор о накопившихся проблемах храмов искусства шел на встрече заместителя акима Астаны Ермека АМАНШАЕВА с руководителями местных театров.

На встрече присутствовали руководители Государственного академического русского драматического театра имени Горького, Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева, Театра «Жастар», Театра кукол, Государственного театра танца «Наз».

Предваряя беседу, Ермек Аманшаев отметил, что в ближайшее время будет принята программа «Столичная культура», рассчитанная на несколько лет вперед. В связи с этим на заседании бюджетной комиссии аким столицы Асет ИСЕКЕШЕВ дал поручение выяснить ситуацию, в которой находятся сегодня государственные столичные театры: от материально-технической базы до репертуарной афиши, заполняемости зала и бытовых вопросов.

Вопрос возник неспроста, и вот только один показательный пример: как отмечает городское Управление экономики, Управлением культуры недоосвоена почти половина средств, заложенных в бюджете этого года, остаток составляет более миллиарда тенге, а между тем молодежному театру «Жастар» крайне требуются 98 миллионов тенге на ремонт кровли. Таких примеров на встрече скопилось на целый час диктофонной записи.

Откровенно говоря, в ходе беседы служители Мельпомены не раз отмечали, что яркие массово-зрелищные мероприятия с приглашением мировых звезд, похоже, давно затмили насущные проблемы столичных театров.

Блеск и нужда
Один из старейших театров Казахстана - столичный Русский драмтеатр - насчитывает более чем столетнюю историю.Если в прошлые годы уклон был на национальную драматургию - поставлены спектакли «Томирис - царица сакская» и «Алпамыс», то в этом году - направленность на русскую драматургию, отмечает театральное руководство. Вышла премьера «Анны Карениной» и готовится к выпуску «Евгений Онегин».

- На гастролях наших артистов носят на руках, осыпают цветами, берут автографы, а у себя дома даже не встречают, не говоря уже о пиаре и пресс-конференциях, - сетует директор театра Еркин КАСЕНОВ. 

- Спасибо, нам сделали наружный косметический ремонт здания, театр заблистал и ожил. А внутри все остается по-прежнему: долгожданный капремонт нам обещают в 2018 году. Звуковая и световая техника морально устарели. Стыдно признаться, что на премьеры мы в театральной среде просим друг у друга оборудование: нет прожекторов, на звукорежиссерском пульте западают кнопки, скрипят кресла в зале. По штатному расписанию нам положен только один сторож, который должен работать круглосуточно, но это нереально. В 2017 году мы увеличили свой доход до 52 миллионов тенге, но 70 процентов собственных средств вынуждены тратить на зарплату обслуживающему персоналу. Нашему бедственному положению сочувствуют не только российские коллеги, приезжающие к нам в гости на фестивали, но даже наши областные театры.

Театральная крыша
Молодежный театр «Жастар» в артистическом кругу считается одним из успешных столичных брендов. Но, увы, люди непосвященные до сих пор путают театр с другим логотипом - Дворцом «Жастар». Талантливый коллектив под крылом известного казахского режиссера Нурканата ЖАКЫПБАЯ готовится к своему предстоящему десятилетию.На первый взгляд, у труппы все в ажуре, ведь им отдали относительно благополучное здание бывшего театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Но на деле все не так гладко.

- У столичного театра все должно соответствовать статусу: костюмы, постановка, музыкальное оформление, - считает главный режиссер театра. - Иначе нам стыдно не только перед своим зрителем, но и перед иностранными гостями за всю страну.

- Нам приобрели всю необходимую дорогую аппаратуру, - признает молодое руководство театра. - Но мы постоянно боимся, что она может в любой момент перегореть по банальной причине: в театре протекает крыша.

- В год у нас 5 постановок, на которые выделяется 20 миллионов тенге, - рассказывает главный режиссер. - Для сравнения: в Казахском государственном академическом драмтеатре имени Ауэзова в Алматы на одну постановку выделяется 20 миллионов тенге. Что мы можем позволить себе в таких условиях? Пригласить со стороны постановщиков - нет возможности, хотя желающих много. Декорации заказываем в Алматы и транспортируем в столицу, потому что своя декорационная мастерская занята хором столичной филармонии. Купить репертуар невозможно, потому что за 300 или 500 тысяч тенге никто не напишет пьесу, нужно минимум 2-3 миллиона тенге. При постановке спектакля я не могу воспользоваться любой мелодией, это будет расценено как нарушение авторских прав. Для написания своей музыки композитору надо платить, а нечем.

На встрече Ермек Аманшаев интересовался наполняемостью столичных театральных залов. Для сравнения: в театре «Жастар» она составляет 63 тысячи зрителей в год. В русском драмтеатре - 48 тысяч.

Все куклы мира к нам
Самым коротким и оптимистичным на встрече получилось выступление директора столичного Театра кукол Тогжан ХАСАНГАЛИЕВОЙ.В 2017 году театр съездил на четыре фестиваля: в Болгарию, Италию, Турцию, Россию и привез три Гран-при. Побывали на гастролях в Испании, во Франции, где спектакли принимались на ура. Театр ездит и по Казахстану: Алматы, Петропавловск, Павлодар.

Осенью, с 1 по 8 сентября, в Астану съедутся труппы 49 стран на всемирный карнавал кукол, постановки будут идти во всех столичных театрах на трех языках, открытие и закрытие пройдет в театре «Жастар».Сразу после карнавала Театр кукол реконструирует свой зрительный зал и увеличит его до 150 посадочных мест. За полгода его уже посетили 15535 зрителей, причем в репертуаре есть и взрослый спектакль по пьесе драматурга Розы МУКАНОВОЙ. Годовой план составляет 34700 зрителей.

Раритетный пазик
Смешная история, рассказанная директором прославленного Государственного театра танца «Наз» Султаном СРАИЛОВЫМ, вызвала грусть:

- Нас как-то вызвали на выступление в рамках ЭКСПО. Танцоры прибыли на ветхом театральном пазике, и их долго отказывались пропускать на территорию выставки, такие автобусы можно увидеть разве что в захолустных селах… Но охране некуда было деваться - ведь в автобусе хранятся сценические костюмы, в которые девушки вынуждены здесь же переодеваться.А ведь слава театра танца «Наз» гремит далеко за пределами страны, они задействованы на встречах гостей высокого ранга, в их коллекции 28 постановок, самые известные из них - «Болеро», «АЛЖИР», «Белое и черное», «Нургиса», готовится громкая премьера «Чингисхана».

- Мы находимся на окраине, в «Коктале». В зале театра отсутствует свет, звук, есть только дежурный свет, мы не раз писали об этом в Управление культуры, - продолжает директор театра «Наз». - Из города к нам едут редко. Спасибо театру «Жастар»: чтобы быть ближе к зрителю, они дают возможность выступать раз в месяц на их сцене. Первая постановка состоится 25 августа.

Завершал беседу именитый столичный театр «Қаллеки», как его называют между собой театралы. В его труппе работают многие корифеи сцены и казахстанской режиссуры.

Но что сразу бросается в глаза при первом его посещении - крохотный зрительный зал.

- В 1999 году была реставрация театра и с тех пор ничего не менялось, - говорит директор Государственного академического казахского музыкально-драматического театра Айболат СЕКСЕНБАЕВ. - У нас устаревшая техника, приборы, звуковая аппаратура. Мы не можем тягаться с материально-технической базой даже областных театров, они оснащены лучше. Раньше у нас были хозпостройки для изготовления декораций, но их забрали. А нам нужен специальный цех. Мои специалисты по свету и звуку не имеют специального образования, самородки, которые работают на голом энтузиазме и преданности сцене. Неплохо было бы их отправлять по очереди на обучение в лучшие российские театральные школы.

Да, появилась новость, что для нашего театра в Астане будет построено новое здание, и мы, конечно, рады, - добавил руководитель, - но на это уйдет время, полтора-два года, а помощь необходима сегодня.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Шолпан Акбалаева

Шолпан Акбалаева