«Астана Опера» покорила петербуржцев

20 Марта 2014 / 2349 / ()
«Астана Опера» покорила петербуржцев

Это были по-особенному волнующие дни. Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая – на этой исторической сцене с двухсотлетней историей танцевали гениальные русские балерины. И вот теперь это предстояло сделать артистам балетной труппы «Астана Опера». За кулисами Мариинского театра воцарилось немое волнение. Играет финальная партия – «Половецкие пляски» Михаила Фокина. Последняя нота, последний взмах руки и …меркнет свет. Секундную тишину нарушает внезапно обрушившийся шквал оваций. Впервые за сорок лет искушенные в искусстве петербуржцы при полном аншлаге стоя аплодируют казахстанскому балету.

Балетный мир Петербурга был приятно поражен искусством «Астана Опера» – театра совсем еще юного, но, как оказалось, амбициозного и перспективного. В зале – 2600 мест, из них около двух тысяч занимают люди, связанные с балетом. Это и представители Академии русского балета, и артисты Мариинского театра, критики, искусствоведы, да и просто ценители высокого, живого и глубокого. Для казахстанской труппы – это экзамен серьезный. Ведь на кону – репутация не только «Астана Опера», но и всего Казахстана. Экзамен наши артисты с невероятным успехом сдали.

То был гала-балет, устроенный в рамках первых и долгожданных зарубежных гастролей труппы «Астана Опера». Руководство театра решило представить петербургской публике изысканное ассорти из лучших балетных постановок театра. Открылись отрывком из «Спящей красавицы», завершили «Половецкими плясками». А между ними – целый мир, наполненный драматизмом, национальным колоритом, эстетикой. Па де де из балетов «Сильфида», «Корсар», «Дон Кихот», Адажио из «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Умирающий лебедь». Рассказывая об этом, руководитель балетной труппы Турсынбек Нуркалиев то и дело прерывает дыхание: перед глазами всплывают отрывки из казахского танца «Ата толғау» с участием 24 очаровательных девушек, выступление танцовщиков «Гопака» и ревущая публика, кричавшая «Браво» и на «бис». Это ли не успех?! Казалось бы, для видавших виды петербуржцев сложно стать открытием. Но старожилы театра отметили каждый номер. Говорили: «Единственное государство из всего постсоветского пространства, где бережно относятся к классике. Сейчас так нигде не танцуют». 

А потом за кулисами появился Борис Эйфман. Тот самый, ставивший для астанчан «Родена». Переполняемый эмоциями, он поздравил артистов и сказал: «Знаете, эту программу любая мировая сцена примет на «ура». Здесь есть начало, середина и конец. Настолько все интересно, точно и лаконично, что… Молодцы, ребята!». «Для нас приятно получить такую оценку от мастеров высокого уровня в культурной столице России, центре всемирного балета», – вторил ему Турсынбек Нуркалиев. И тут Борис Яковлевич заговорил об Айгерим Бекетаевой – ведущей солистке театра, хрупкой девушке, открывавшей гала-балет. Он восхищался ею, был приятно удивлен ее профессиональными качествами. А как же иначе? Айгерим проявила свой волевой характер, ведь ее выступление сопровождалось травмой. После первого отрывка, балерина почувствовала боль в ноге, которую подвернула. Врачи сделали укол, действовали оперативно и решительно. О возможности замены у артистки не было и мысли. Нужно было уйти от этой действительности и скорее вернуться туда, на сцену.

– Айгерим высоко заряжена художественно и эмоционально. Травму она заметила только после выступления, но все равно вышла на сцену, продолжила танцевать и имела успех. Большой артист, – говорит Турсынбек Нуркалиев.

Такое высказывание в адрес балерины закономерно. Девушка давно стала для него «крестной дочерью». Он заметил ее, выпускницу Алматинского хореографического училища, на отчетном концерте в Астане и пригласил работать в театр оперы и балета имени Куляш Байсеитовой. Айгерим тогда задумалась. Она вспомнила, как мама привела ее, маленькую девочку, на танцы в родном Талдыкоргане, мечтая вырастить из нее балерину, а в девятилетнем возрасте повезла в Алматинское хореографическое училище. Там, пройдя все этапы сложного приемного процесса, девочка осталась учиться, жила в интернате, с мамой виделась раз в месяц. Конечно, это ее закалило, воспитало, научило самостоятельности, но материнской ласки всегда не хватало. И вот сейчас согласиться, значит вновь оказаться вдалеке от мамы, еще дальше от родительского дома. Но решение было принято, и с 2010 года девушка стала выступать на столичной сцене.

За это время Айгерим Бекетаева заметно выросла. Сыграла «Умирающего лебедя» Камиля Сенс-Санса, Аврору из «Спящей красавицы» Петра Чайковского, Камиллу из «Родена» Бориса Эйфмана. В 2012 году стала лауреатом международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), годом позже – лауреатом международного конкурса артистов балета им. Рудольфа Нуриева и дипломантом XII международного конкурса артистов балета и хореографов (Москва). Свой профессиональный рост Айгерим, веселая, по-детски непосредственная, обаятельная балерина, осознала спустя три года после приезда в Астану. Считает, что каждая балерина должна пройти все с самого начала, ведь она сама начинала с кардебалета.

– Мне всего 23, хочется столько всего успеть. Станцевать все ведущие партии, которые будут идти в театре. Почувствовать каждую роль, из каждой взять что-то для себя, – говорит девушка.

Но больше всего Айгерим мечтает сыграть Жизель – крестьянскую девушку, обманутую возлюбленным. Когда смотрит балет, проникается мгновенно. Не замечает технику движений, как это бывает, наблюдая другие спектакли, просто наслаждается. Ей всегда нравилось танцевать классику – «Спящая красавица», «Лебединое озеро», но год назад она познакомилась с «Роденом» Бориса Эйфмана и оказалась в замешательстве. Ритм, настроение, пластика отличительны от классики, распускаются руки, ноги, ты словно танцуешь оголенной душой. Она открыла для себя новый жанр и также жаждет познать себя в нем.

Видя горящие глаза балерины, думается, что все это непременно будет в ее жизни.

Тем более рядом родные – муж, мама, которые всегда помогут, поддержат, успокоят и вдохновят. А еще Турсынбек Нуркалиев. Все трое не дают ей остановиться.

– Эти артисты – простые в жизни, но очень заряженные на сцену. Они видят зрительный зал и воодушевляются невероятно, в профессиональном плане становятся выше прежних ролей, – говорит Турсынбек Нуркалиев. – Гастроли в Мариинском театре подняли наш балет на новый этап, мы сами поднялись на ступень выше. Останавливаться нельзя, только вперед – повышать мастерство, расширять профессиональный кругозор.

У балетной труппы главного театра страны планов много – постановка балета «Роден» Бориса Эйфмана в Париже в рамках Года Казахстана во Франции, гастроли в Королевском театре Ковент-Гарден (Англия), куда везут оперу «Биржан Сара», балет «Ромео и Джульета». Первые зарубежные успехи театра, безусловно, говорят о его блестящем будущем на мировом уровне.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.