Балет – души призывный свет…

7 Марта 2014 / 1290 / ()
Балет – души призывный свет…

Одетта-Одиллия – сложная партия из балета «Лебединое озеро», желанная для каждой балерины. Именно эта знаковая роль стала первой в репертуаре тогда еще юной выпускницы Алматинского хореографического училища Гаухар Усиной. Считалось, что если справится – пойдет вперед. И у Гаухар получилось. Более двух часов она порхала перед зрителями, словно бабочка по сцене, пока публика не наградила ее нескончаемыми овациями. Сегодня она – ведущая балерина главного театра страны «Астана Опера», заслуженный деятель Республики Казахстан.

В балет Гаухар привел случай. Родители не знали, с кем оставить ребенка и взяли ее с собой – отец работал художественным руководителем в хореографическом училище. Оказавшись в репетиционном зале, она увидела, как у зеркала хрупкие и грациозные «снежинки» повторяют движения своего педагога. И что-то заиграло внутри маленькой девочки. Захотелось стать той, утонченной, вызывающей всеобщее восхищение. Ей было девять лет – идеальный возраст для начала занятия балетом – кости уже сформированы, мышечная масса более податлива. «Это судьба», скажет позже девушка.

… Годы тренировок через пот и боль. Гаухар знает, каково это – лепить из себя профессионала. После той первой роли Одетты-Одиллии была романтическая Жизель, принцесса Аврора из «Спящей красавицы», Повелительница дриад из «Дон Кихота». За хрупкими плечами балерины – пятнадцать лет усиленной работы возле балетного станка. После окончания в 1998 году Алматинского хореографического училища имени Селезнева ее взяли ведущей солисткой в государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Проработав там два года, она уехала в Москву, танцевала в Имперском Русском балете и Русском Национальном балете до 2005 года.

Решающим стало выступление на фестивале балета в Астане. Тоска по Родине сделала свое дело, и на предложение на тот момент директора Национального театра оперы и балета имени К.Байсеитовой Толеубека Нигметовича Альпиева Гаухар уверенно ответила: «Да!».

– В то время Астана только строилась. Я помню город 1999 года. Мы приехали на гастроли, выступали во Дворце целинников. Казалось странным и удивительным, что принято решение о переносе столицы именно в этот город, – вспоминает балерина. – Но, приехав сюда в 2003 году, я была приятно поражена развитием столицы. Захотелось остаться. Теперь я с уверенностью могу сказать, Астана – мой город.

Сейчас день артистки начинается со звонка будильника, после чего идут череда репетиций, работа над оркестровыми и сценическими спектаклями, подготовка к премьерам. Ведь впереди еще множество партий, которые хочется станцевать.

– Каждая балерина, в первую очередь, девушка. Она выбирает свой образ. У меня было много ролей, которые я хотела станцевать и станцевала. Это свободная, игривая Китри из «Дон Кихота», Джульетта из «Ромео и Джульетта» в постановке Шарля Жюда. Нам было приятно с ним работать. Опытный балетмейстер, которого мы понимали с полудвижения, – рассказывает Гаухар.

Быть балериной – значит быть дисциплинированной, вовремя ложиться спать, питаться, вести правильный образ жизни, считает девушка. Но четких правил нет, каждый выбирает свой путь к победе. Было время, когда парящие гибкие руки Гаухар опускались, хотелось уйти, перестать бороться за место под солнцем, но близкие и родные помогли пережить день и начать новый.

…Как-то балерина вернулась домой. Тихо опустилась на стул и заплакала. Это было после спектакля «Роден» Бориса Эйфмана. Пластический язык казался ей непонятным, сложным, репетиции отняли много эмоциональных сил. Но мистерия танца, соединившая в себе и психологию, раскрылась для танцовщицы. Сейчас постановки российского балетмейстера стали любимыми у Гаухар. Снова и снова пересматривая «Красную Жизель», «Анну Каренину», «Родена», она полюбила и свою партию, и роль героев.

– Было интересно узнать о гениях в своем виде искусства. Вся трагичность их жизненного пути, драма настолько меня впечатлила, что ком подступал к горлу. Но потом привыкла. Роль Камиллы – самая сложная для меня, но самая любимая, – говорит балерина.

Сейчас Гаухар вновь в творческом воодушевлении – хочет станцевать партию Кармен. Нам верится, что мечта обязательно воплотится в жизнь. Все дело в характере – твердом и решительном. Другого у нее нет, а значит, иначе она просто не умеет. Остается продолжать парить и вдохновлять.
И есть для кого, ведь дома ее ждет шестилетний сын, который тоже любит танцевать. Гены есть гены.

В преддверии Международного женского дня балерина желает всем прекрасным дамам, прежде всего, любви.
– Большой и яркой, не только со стороны мужского пола, любви к жизни, семье, Родине. Чем больше любви, тем больше веры, надежды и теплоты, – говорит Гаухар. Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.