Балет «ӘЛЕМ» представит «Astana Ballet» ко Дню столицы

26 Июня 2014 / 1400 / ()
Балет «ӘЛЕМ»  представит  «Astana Ballet» ко Дню столицы

Ко Дню города коллектив «Astana Ballet» выступит с авторской программой. Завтра на сцене Дворца мира и согласия состоится премьера оригинального одноактного балета «ӘЛЕМ» в исполнении хореографического коллектива «Astana Ballet». Премьера пройдет в рамках празднования Дня столицы и расскажет зрителю историю рождения, становления и земных испытаний Души через призму казахских традиций и национального эпоса.

Это будет первое полотно крупной формы в репертуаре труппы «Astana Ballet», кроме того, выполненное в новом для коллектива направлении современного танца. Хореографом для этой работы был выбран известный русский балетмейстер Никита Дмитриевский - один из самых интересных представителей современного танца в России. Накануне премьеры он рассказал нам о том, как идет подготовка к одному из самых долгожданных событий этого лета в Астане.

- Что было самым сложным в работе над «ӘЛЕМ»?

- Думаю, составление либретто. Мы готовили его вместе с известным поэтом Бахытом Каирбековым, и после долгой кропотливой работы нашли ключ, которым открыли книгу, где начали делать записи. Балет – вещь достаточно умозрительная, поэтому приходилось искать тонкое соответствие между либретто, персонажами, их воплощением и образами на сцене.

- А в работе с артистами сложности возникали?

- Для меня нет, поскольку это молодой коллектив, они стараются максимально реализовать свои творческие возможности, амбиции и профессиональные навыки. В большей степени они сами заинтересованы в качестве. Что-то не сразу получается, но их настойчивость, конечно, делает чудеса. Если что-то непонятно, балерины работают до тех пор, пока не получится.

- Как вы оцениваете уровень их подготовки?

- Знаете, любой театр воспринимается и оценивается по уровню кордебалета, в целом работающего на сцене состава. У «Astana Ballet» общий уровень очень высокий. Несмотря на то, что артисты совсем молодые, только вышли из академии, у каждой свое амплуа, с которыми они хорошо справляются. И, конечно, удивительная пластика рук, хорошие вращения, прыжковая, пальцевая техника. И, что особенно важно, вся работа делается дружно и с радостью.

- Техника, которой владеют казахские балерины, намного отличается от того, чего хотите добиться Вы?

- Я не пытаюсь изобрести колесо, мои техники совмещают разные стили. Конечно, в силу того, что это группа классического танца, техника модерна им не всегда дается. Но после определенного числа повторений, объяснений уже видны правильные позировки, линии, переходы, более узко изучаемые в модерне движения. Я думаю, что техника, которой они владеют, будет дополнена какими-то моими предложениями, в результате должна получиться интересная работа.

- Как вы думаете, как эту работу воспримет казахская публика?

- Реакцию публики всегда сложно предсказать. Скажу только, что постановки такого уровня, как готовим мы, не так часто можно увидеть на сцене, мы сами хотели бы учиться на таких спектаклях. Пока у нас есть все для того, чтобы постановка вызвала живой интерес: прекрасные балерины, очень красивая, выразительная музыка, сложная световая партитура, много сценических эффектов, рассчитанных на искушенного зрителя. В своей математике все это дает надежду, что спектакль будет воспринят хорошо.

- Какова сейчас «расстановка сил» в современном хореографическом мире? Что актуально в Европе, США, России?

- В Европе актуален минимализм, там слишком уходят в сторону авангарда и делают очень субъективное искусство, которое, кроме них самих, никто не понимает. Европейцы воспринимают сцену как место для экспериментов, не пытаются вовлечь зрителя в свой мир, а настаивают на своем миропрочтении, что зачастую выглядит как театр для режиссера. Америка тяготеет к более сухому искусству, часто рассчитанному на имена. В большей степени создается авторский балет, когда люди идут на конкретного хореографа, режиссера или балерину. Там уже не особо хотят заниматься зрелищностью, делают то, что им хочется. Иногда от этого страдает качество. В России за отсутствием хорошей школы и информированности все время показывают какое-то вторсырье. Для примера: существует китайский цирк, он, такой известный, – один. В России «китайских цирков» существует шесть. Иными словами, публике показывают не искусство мастера, а коммерческий продукт, который движется не благодаря воле художника, а благодаря усилиям пиар-менеджеров. И самое грустное, что деградация представляемого искусства влияет на тех людей, которым оно преподносится.

- Какое место, на ваш взгляд, может занять казахский балет в мире? Какие у него перспективы?

- Объективно сейчас лидирующих позиций казахский балет не имеет, нет школы, история его возникновения тянется из СССР. В большей степени театр здесь ориентируется на постановки России и Европы. Но казахские исполнители имеют хорошую профессиональную подготовку, которая позволяет им исполнять сложные композиции, работать во многих жанрах с разными хореографами. Мне кажется, что казахский балет в его аутентичности и соединении с технологиями, благодаря своей обособленности, может со временем занять особое место в мире, скажем, как Цирк дю Солей. Но для этого нужно работать, работать и работать.

Беседовала Лидия Ратникова

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.