Долгое эхо грозных лет

7 Мая 2014 / 883 / ()
Долгое эхо грозных лет

За всю уже почти семидесятилетнюю послевоенную историю к теме Великой Отечественной войны в кинематографе обращались бесчисленное количество раз. Образ советского солдата и немецкого врага менялся и развивался. Кто не плакал над фильмом Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие»?! Это классика жанра, пусть и с идеологическим перегибом в фабуле. Современные же фильмы о войне трактуются зрителем и критиками далеко не однозначно, однако служат святой цели – не дать погаснуть в памяти народа вечному огню, выражающему благодарность нашего поколения дедам и прадедам.

В первый период войны, который Михаил Геллер назвал эпохой «стихийной десталинизации», создается новая модель военных сюжетов. Эта тенденция отчетлива в таких разных фильмах, как «Два бойца» Леонида Лукова или «Жди меня» Александра Столпера и Бориса Иванова — с одной стороны, и «Радуга» Марка Донского — с другой. Все они вышли в 1943 году, и объединяет их вещь, для советского кино той поры невиданная, неслыханная и немыслимая. Здесь не находится места не только самому Иосифу Сталину, но даже руководящей и направляющей силе страны Советов — партии. Героями тут являются рядовые, над которыми нет командиров и которые сами делают свой выбор. Всю полноту ответственности берет теперь на себя тот персонаж, который до войны, как правило, зачислялся в разряд ведомых. 

В том же 1943 году Иван Пырьев в картине «В шесть часов вечера после войны» срежиссировал будущий день Победы, ритуал празднования которого в 1945 году был буквально скопирован с этого образца — и утвержден навеки.

Затем со стороны правящей партии последовал запрет на обращение к личному военному опыту. Он был настолько силен, что даже поколение режиссеров-фронтовиков вплоть до конца 1950-х годов не касалось этой темы.

В 1956 году вышли «Солдаты» Александра Иванова — по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда».

Иванов заявил, что хочет сделать первый правдивый фильм о войне. И его «Солдатам» действительно удалось прорвать глухую оборону советских идеологических установок. Героями этих картин рубежа 1950-х–1960-х годов вновь оказались не преданные подчиненные, направляемые твердой рукой Верховного Главнокомандующего, но братья и сестры, к которым он вынужден был обратиться в начале войны. В центре внимания вновь — не военная машина системы, но частные человеческие судьбы, фундаментальным основанием которых являются семья и дом. Их отстаивают герои, ради них рискуют и жертвуют жизнями, а возвращение домой и возрождение дома становится преодолением смерти.

В кинематографе 1960-х годов военная тема доминировала. Война воспринималась как главное событие в жизни страны, как точка отсчета в процессе самопознания и самоидентификации общества. Чем ближе к середине десятилетия, тем сильнее проявлялась тенденция к документализации, к освобождению от условностей. Режиссеры-фронтовики пытались воспроизвести и зафиксировать в пространстве фильмов войну с точки зрения рядового человека, вынесшего на себе ее тяготы.

Война приобретала все более метафорический смысл. Советская история виделась теперь непрерывным испытанием, а Советский Союз — страной на вечном военном положении. Впервые внятно проговорил это Виктор Соколов в картине «Друзья и годы» (1965).

К концу 1960-х годов со стороны официального руководства в адрес современного кинематографа стали все чаще раздаваться упреки в пацифизме. Действительно, картины о войне все время как-то сбивались с темы великого противостояния СССР и Германии.

Застой тем временем вновь возвращает в кинематограф официозную версию Великой Победы. Снова на экранах советская государственная машина повергала в прах немецкую — потому что иначе не могло и быть. В конце 1960-х годов появилась военная эпопея Юрия Озерова «Освобождение» (1968—1971), жанр которой охарактеризовали как «художественно-документальный».

Знаковым для 1970-х годов стал образцовый сериал Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973) — ни один из вышедших позже фильмов про доблестных сотрудников государственных спецслужб такого триумфального успеха уже иметь не будет.

Однако, стоит отметить. что в 1970-е годы фильмов о войне вообще стало значительно меньше. Особенно серьезных, снятых не для галочки.

Последние годы застоя подарили еще несколько военных картин — негромких и пронзительных. Самыми примечательными среди них были фильмы Аркадия Сиренко: «Ветераны» (1980) — трагическая история военной любви; «Родник» (1981) по «Усвятским шлемоносцам» Евгения Носова — о проводах на войну.

Не остался в стороне и казахский кинематограф. В 1985 году был создан фильм «Снайперы». Каждый год мы смотрим разные истории и новые фильмы о войне, но все же шедевры, несмотря ни на что, не забываются... «Снайперы» раскрывают взаимоотношения солдат, мирного населения, показывают элементы ведения боев. Молодая девушка Алия Молдагулова, на первый взгляд, скромная, милая и кроткая. Но она самый настоящий снайпер. Ни разу Алия не пощадила противника и беспощадно расправлялась с врагом. В центре фильма – девушка-герой, режиссер передал ее характер, манеру ведения боя, рассказал о применяемой ею хитрости. Девушка стреляла не только в обычных рядовых солдат, но и в офицеров. Ее любят и уважают, ценят, берегут. На ее счету свыше тридцати убитых врагов. В фильме можно увидеть и другие сюжетные линии – любовь, настоящую дружбу, героизм. Алия трагически погибает в боях за Ленинград. Позже Алия Молдагулова удостоилась звания Героя Советского Союза.

В постсоветский период фильмы о войне продолжают выходить на телеэкраны.

В 1998 году вышел довольно странный фильм Сергея Урсуляка «Сочинение ко дню Победы» — по небезынтересному сценарию Геннадия Островского с участием легендарных актеров советской эпохи Вячеслава Тихонова, Михаила Ульянова и Олега Ефремова. Речь здесь идет о войне не на жизнь, а на смерть — но не о Великой Отечественной, а о той, что бывшие фронтовики ведут с современной, абсолютно враждебной к ним реальностью. Попытка поставить стране диагноз, взглянув на ее новейшую историю через судьбы воинов-победителей, оказалась довольно прямолинейной и не вызвала особого интереса. Итог же фильма печален: опыт войны и победы не был усвоен и ничего не дал. К рубежу веков опыт войны и впрямь стал для кино материей уже вполне эфемерной. Поэтому когда военный жанр вновь оказывается «возможным» и даже востребованным— результатов ожидают со справедливым опасением.

Спустя полвека после окончания войны режиссером Николаем Досталем и сценаристом Эдуардом Володарским был снят другой фильм на эту тему – «Штрафбат». Картина неоднозначная и спорная. В этом фильме открыт и показан ранее скрывавшийся пласт истории. Разве могли, например, наши родители, воспитанные на романтических и, наверное, правдивых историях о Великой Отечественной войне, знать истину о тех людях, о тех судьбах, о тех несправедливостях, которые были скрыты и осуждаемы всеми, поскольку политика того общества требовала этого?!
Фильм, шокирующий и естественный одновременно, раскрывает судьбу «штрафников», солдат и офицеров, прошедших через штрафные роты и батальоны. Поднимаются в фильме и горячие еврейская, ингушская темы.
Кинематограф последних двадцати лет стремится оценить вклад каждого человека в победу: мужчин, женщин, солдат, медсестер… В этих фильмах, зачастую носящих автобиографический характер, показана жизнь простых людей, их роль в войне и значение войны в их жизни. Если более ранние фильмы прославляли Советскую власть, то в современном кино становится понятно, что главный вклад в дело освобождения страны сделали все-таки простые люди, независимо от возраста, пола, отношений с законом и с властью.
Еще одно отличие «военного» кинематографа предыдущего сорокалетия заключается в том, что фильмы о войне писались если не самими фронтовиками, то хотя бы по романам и повестям фронтовиков, которые войну знали непонаслышке, а прошли ее пехотинцами, артиллеристами, разведчиками, танкистами: «Они сражались за Родину», «На войне как на войне», «Горячий снег» и т.д. Теперь же за сценарии военных фильмов берутся все чаще люди, не знающие никакой войны. Возможно, это оставляет отпечаток на содержании фильмов, однако, стоит помнить, что кино – это искусство, и режиссер имеет право на собственную интерпретацию действительности.
Так или иначе, фильмы о войне воспитывают не только патриотизм, но и гордость за наших дедов, прадедов... Пусть пройдет еще полвека, но тема великой и страшной битвы будет так же близка авторам…

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Саин Ермагамбетов

Саин Ермагамбетов