«Хотел бы я быть здесь»: жизнь обычных людей

8 Августа 2014 / 1032 / ()
«Хотел бы я быть здесь»: жизнь обычных людей

Фильм «Хотел бы я быть здесь» едва ли можно назвать самой ожидаемой премьерой этого лета. И, тем не менее, кино вышло в прокат – пусть оно не побьет кассовые сборы марвеловских «Стражей Галактики», но, безусловно, может быть рекомендовано к просмотру по одной простой причине. Фильм с оригинальным названием «Wish I Was Here» рассказывает не о фантастических героях с енотом во главе, а о жизни обычных людей. На это мода не пройдет никогда.

Начать стоит с того, что срежиссировал картину «Хотел бы я быть здесь» любимый миллионами Джей Ди из популярного комедийно-драматического сериала «Клиника». Часть средств на съемки картины была собрана с помощью сайта коллективного финансирования Kickstarter. За месяц фанаты со всего мира вложили в проект чуть больше 3,1 миллиона долларов. Это уже вторая полнометражная картина Зака Браффа после «Страны садов», в чем-то схожей с его второй работой.wish-i-was-here.jpg

Однажды в университете нас на одной из лекций попросили одним предложением ответить на вопрос: «О чем произведение?». «Хотел бы я быть здесь» – о человеческих отношениях и о жизни. Большего вам фильм, пожалуй, не расскажет, зато раскроет природу чувств и поступков. Эдакий облегченный вариант Достоевского в киноформате – понравится далеко не всем. Никакого действия, вроде бы, не происходит, но после десятиминутной «вкатки» смотришь не отрываясь – сама собой напрашивается параллель с «Униженными и оскорбленными».

Но Брафф поднимает более приземленные темы. Главный герой фильма – актер, а по совместительству отец и муж, Айдан Блум, который в свои 35 все еще пытается найти себя и осуществить свою мечту. Айдан – большой ребенок, типичный пример комплекса Питера Пэна. Несмотря на семью и ответственность, которая лежит на его плечах, он продолжает жить так, как хочет – ходит по кастингам, взахлеб читает Шекспира и просто любит своих детей и жену. Просто любит жизнь. И как это часто бывает, наталкивается на стену непонимания со стороны окружающего мира: его осуждает больной раком отец, знакомые и даже собственные дети. Однако Айдан точно знает, что жизнь дана нам не для того, чтобы мы ходили на нелюбимую работу и проводили время с нелюбимыми людьми. Вспоминается диалог героя Зака Браффа Джей Ди («Клиника») с главным врачом больницы, в которой он работал интерном: «– Ты дурак? – Нет, сэр, я мечтатель». Всем своим фильмом Зак словно бы кричит: мечтайте, следуйте за зовом сердца.хотел-бы-я-быть-здесь.jpg

Порой фильм захватывает актерами, музыкой или спецэффектами. В данном случае сценарий и режиссерская работа правят балом.
Чего стоят одни только диалоги, слова, брошенные как будто невзначай, между прочим: «– А как же Богу нет дела до моего счастья? – Это из американской декларации. Томасу Джеферсону было дело до вашего счастья. А Бог хочет, чтобы вы обеспечивали свою семью. Он хочет, чтобы у семьи были и мед, и молоко».
Вот так зачастую реальность и прихлопывает полет человеческого существа, напоминая, что оно лишь млекопитающее, воспитанное социумом и имеющее свои обязательства, как перед общественной стороной, так и перед самим собой. Быть гордой, независимой и счастливой птицей сложно, почти невозможно, но Айдан всем своим существованием говорит о том, что нужно пытаться. Рано или поздно фортуна повернется к вам лицом, а любящие люди вокруг обязательно вас поддержат.

В конечном итоге, даже жена Айдана, которая «тащит» на себе всю семью, произносит слова, специально вложенные сценаристами именно в ее уста: «Но мне стало грустно от того, что я никогда не смогу полюбить свою работу так, как ты любил то, что делал». Героиня получилась нетипичной. Несмотря на все сложности, она поддерживает своего мужа и не дает угаснуть той страсти, что живет в нем, по-детски наивному огоньку в его глазах. Этот сладостный момент, когда видишь в душе человека огонь, воплощаемый в его деятельности, видишь автономное счастье, а в это время у самого внутри ноет тлеющий уголек, обреченный, но не желающий погибать.

Типичным антиподом Айдана является его отец – расчетливый и скупой старик, который в конце фильма умирает от рака. Конечно, довольно банальный сюжетный ход с требовательным отцом, который в конце жизни просит прощения у своих сыновей-«неудачников» за то, что не верил в них, за то, что ни разу не поинтересовался, чего хотят они. Но этот ход только подчеркивает идею фильма.

Совершенно чудесно Зак подбирает саундтреки: чего стоит один финальный трек от The Shins, песни которых он активно использовал и в «Стране садов». Нежная, расслабляющая, вдохновляющая музыка, которая дает надежду таким, как Айдан. Мечтателям, тем, кто верит, что можно жить, не прогибаясь под общественные стереотипы, быть немного не таким, как все.

Ведь в конечном итоге Айдан обретает внутреннее счастье, несмотря на все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться на жизненном пути.
Зачастую крайне сложно отказаться от роли фантазийного героя, «повзрослеть». Но ведь можно «договориться» с реальностью, не уходить в свой мир целиком, а впускать в себя внешнее, дозировано и аккуратно. Впускать только то и тех, кого ты любишь.

На выходе у Зака Браффа получился очень светлый и правильный фильм. Кино для «не таких», для «лишних людей» – возвращаясь к литературной классике. После «Wish I Was Here» хочется надеяться, что у каждого найдется достаточно пепла, чтобы восстать и найдется поддержка, которая позволит, пусть и не надолго, но отречься от обыденности.


Теги: / /
Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Саин Ермагамбетов

Саин Ермагамбетов