Премьера балета «Лебединое озеро» в Астане

28 Апреля 2014 / 1820 / ()
Премьера балета «Лебединое озеро» в Астане

Десять минут под сводами Астана Опера не смолкали овации и крики «браво!»: на сцене театра пролилось легендарное «Лебединое озеро» в прочтении казахстанских хореографов-постановщиков.

«Кавказская пленница» и августовский путч – больше мне нечего сказать о «Лебедином озере» – вяло жаловался представительного вида мужчина своей жене в очереди в гардероб перед началом спектакля. Но уже в антракте я заметила этого же мужчину, горячо обсуждающего со своей восторженной супругой «невероятные декорации» и «впечатляющую хореографию». 

Премьера, пожалуй, самого знаменитого балета на музыку гениального Петра Чайковского на столичных подмостках состоялась в прошедшую пятницу. Главные партии Одетты/Одиллии и Зигфрида исполнили Айгерим Бекетаева и Таир Гатауов.

Два предпремьерных дня для Айгерим и Таира выдались непростыми. Полностью погрузившись в гнетущую атмосферную музыку Петра Ильича Чайковского, артисты отгородились от прессы и буквально жили своими ролями, не выходя из образа ни на минуту. Игра стоила свеч.

Столичный зритель увидел отточенную до миллиметра хореографию: каждое движение руки несло в себе смысл, каждое па отражало тончайшие музыкальные нюансы, великолепно переданные оркестром Астана Опера. Бывает, что между актерами, играющими влюбленных, случается химия, как говорят американцы, пробегает искра. Не знаю, как добились этого Айгерим и Таир, но зрители им поверили. Поверили в вечную любовь, в искреннее раскаяние Зигфрида и в коварность Одиллии. 

Не обманули ни одним движением.

Не отставал от исполнителей главных ролей и остальной каст. Шут Армана Оразова никого не оставил равнодушным, а танец маленьких лебедей, несмотря на нарушение театрального этикета, сорвал аплодисменты зала еще во время спектакля.

Но если наших талантливых актеров знают и любят не только в Астане, но и за рубежом, и меньшего, чем полной отдачи, от их игры уже не ждут, то декорации и костюмы стали настоящим откровением. Белоснежные пачки лебедей, дерзкое платье Черного лебедя, наряды придворных барышень… А когда дело дошло до 3D проекции озера, по залу прокатилась волна вздохов удивления и восторга. Во втором акте сцена сражения Зигфрида и злого гения Ротбарда сопровождалась самой настоящей бурей на сцене.

Все костюмы и декорации для астанинской постановки готовили в Казахстане под чутким руководством итальянских мастеров Эцио Фриджерио и Франки Скуарчапино. Отличие нашей сценографии заключается в том, что итальянцы внесли ноты фольклора в костюмы венгров, поляков, неаполитанцев, испанцев, и сцены бала, таким образом, стали менее помпезно-золотыми и торжественными.

– Это первый балетный спектакль, все декорации и костюмы для которого мы готовили в здании нашего театра, в собственном цеху, – рассказал заведующий декорационным цехом театра Дуйсенбай Мусабеков. –Итальянские мастера поставили перед нами непростые задачи, но мы постарались их выполнить. Только представьте, общий вес декораций превышает восемь тонн. На точное цветовое оформление ушло около 500 литров краски.

Хореографы-постановщики Турсынбек Нуркалиев и Галия Буребаева представили на суд зрителей свою интерпретацию загадочного и волшебного классического балета «Лебединое озеро», имеющего в своей основе фольклорные мотивы, перекликающиеся с тайнами глубинных философских размышлений о тонкой материи чувств юноши и девушки.

При этом Галия Буребаева отметила, что в балете, которому уже более 130 лет ничего кардинально менять было нельзя, потому что есть неприкосновенные сцены, признанные театральными критиками шедеврами мирового искусства.

Заслуженный деятель РК, хореограф-постановщик Турсынбек Нуркалиев отметил, что уникальность казахстанской постановки в том, что астанинский зритель увидел давно позабытые фрагменты старинного, но всегда актуального балета.

– Сложнее всего было не скатиться в штампы, клише, найти что-то свое, при этом не отойти далеко от оригинала. У нас в театре собралась сильная команда, надеемся, что зрители остались довольны, – заметил он.

Судя по общему настроению зрительного зала, все остались более чем довольны. Ожидания перед премьерой были завышенными, но как приятно, когда оправдываются самые дерзкие из них.

Оставьте комментарий, нам важно ваше мнение.
Саин Ермагамбетов

Саин Ермагамбетов